В. ДЫМАРСКИЙ: Добрый вечер. Программа «Кредит доверия. Я потребитель», и мы, ее ведущие – Лев Хасис…

Л. ХАСИС: Добрый вечер.

В. ДЫМАРСКИЙ: И я, Виталий Дымарский. «Я потребитель». Сегодня мы потребляем – не мы, конечно, а наши друзья четвероногие – корм собачий, кошачий и другой. Мы назвали сегодня программу так – «Собаке собачья еда». Кошке – кошачья еда, верблюду – верблюжачья еда.

Л. ХАСИС: Мы сегодня только о кошках и собаках. Попугаи и черепашки останутся без нашего внимания.

В. ДЫМАРСКИЙ: Хорошо. Кстати говоря, сразу вопрос Льву Хасису как председателю президиума ассоциации компаний розничной торговли, без детализации и без углубления в эту тему. Продаются специальные корма? Для рыбок – это понятно, для аквариумов. А для черепах?

Л. ХАСИС: Есть.

В. ДЫМАРСКИЙ: У вас в магазинах розничной торговли, в сетях?

Л. ХАСИС: В торговых сетях продаются еда и корма не только для кошек и собак, но и для попугаев, для мелких попугаев, для крупных попугаев…

В. ДЫМАРСКИЙ: А для тигров?

Л. ХАСИС: Тиграм нужно мясо.

В. ДЫМАРСКИЙ: Много мясо.

Л. ХАСИС: Кстати, тема не очень экзотическая, потому что, готовясь к этой передаче, я с удивлением для себя узнал, что примерно 40% семей в России имеют дома то или другое домашнее животное.

В. ДЫМАРСКИЙ: Имеется в виду от аквариума до льва.

Л. ХАСИС: Какое-нибудь.

В. ДЫМАРСКИЙ: Мы знали, была семья, которая льва содержала в доме. Она плохо закончила.

Л. ХАСИС: Все люди, которые имеют мое имя, они тоже живут… Тоже Лев в семье.

В. ДЫМАРСКИЙ: +7-985-970-4545 для ваших вопросов. 40% семей?

Л. ХАСИС: Больше 40%.

В. ДЫМАРСКИЙ: А есть статистика, сколько из людей, имеющих кошек и собак – понятно, что это самые распространенные домашние животные…

Л. ХАСИС: Больше всего кошек. Примерно 70%.

В. ДЫМАРСКИЙ: Из этих 40%.

Л. ХАСИС: Поскольку там есть еще рыбки и всё остальное, то, наверное, не только из этих, но если говорить о соотношении кошек и собак, то примерно 70% предпочитают кошек и 30% – собак.

В. ДЫМАРСКИЙ: А из этих 70% кошек и 30% собак все ли ходят в магазин за кормом или многие сами готовят?

Л. ХАСИС: В разных странах по-разному. В России абсолютное большинство людей покупают корма для кошек и собак не специально, а кормят их со своего стола или покупают для них обычную еду, готовят сами. Специализированные корма покупают всего около 20% кошек- или собаковладельцев.

В. ДЫМАРСКИЙ: 80% готовят сами.

Л. ХАСИС: Да.

В. ДЫМАРСКИЙ: Кстати, нам пришел вопрос по поводу «готовят сами». Ильмир Байкин, предприниматель, Азнакаево: «Я замечал, что четвероногие друзья иногда не едят колбасу. С чего бы это?»

Л. ХАСИС: Меня многие друзья просят наконец-то сделать программу про колбасу. Я думаю, мы ближе к осени такую программу сделаем. Я думаю, что некоторые виды колбасы и людям-то не очень стоит есть. Поэтому, видимо, что-то из этого попалось домашнему питомцу, и он благородно отказался.

В. ДЫМАРСКИЙ: Говорят же, что кошкам чуть ли ни давали на пробу, что они наиболее чувствительны к тому, настоящее это мясо или не настоящее.

Л. ХАСИС: Я как-то обсуждал эту тему с врачами, с учеными, медиками, они мне рассказали, что человек к вкусу восприимчив гораздо более сильно, чем кошка или собака. Т.е. человек гораздо лучше отличает разные вкусы, но зато кошки и собаки на порядок лучше реагируют и различают запахи. Поэтому человеку нужно попробовать, а кошке достаточно понюхать.

В. ДЫМАРСКИЙ: Дмитрий Пескунов, информационные технологии, из Солнечногорска (придется называть бренды, никуда не денешься): «На упаковках от «Whiskas», «Kitekat» и подобных дешевых кормов написано о том, что в них содержится 4% мяса, 4% овощей и 92% не понятно чего. Любой уважающий себя и вас ветеринар скажет, что этим животных кормить нельзя – образуются почечные камни, раковые опухоли и прочие недуги. Животные по кормам, особенно сухим, сходят с ума. Но это то же самое, что кормить детей одними тортами и пирожными. Не пора ли честно предупреждать покупателей, что эта еда вредна для их любимцев?»

Л. ХАСИС: Такой вопрос правомочен. Но вместе с тем я хочу сказать, что бренды, которые названы, которые производят питание для кошек и собак, это публичные компании с огромной капитализацией. И если бы действительно было бы кем-то подтверждено то, о чем слушатель спрашивает, то, я думаю, были бы иски, измеряемые сотнями миллионов долларов, и общественное мнение было бы кардинально настроено против этих брендов. На самом деле удивительно, но все разговоры о том, что если вы кормите сухим кормом, то нельзя кормить натуральной пищей, это все не так. Действительно, эти фирмы платят огромные деньги специалистам, которые разрабатывают составы этих кормов. Не так много в мире специалистов по собачьим, кошачьим диетам, которые могли бы на профессиональном уровне в промышленных масштабах понимать, как это производить. И очень часто им платят просто за то, чтобы они не занимались новыми разработками, чтобы не так часто делать новые рецептуры и так далее. Я думаю, что, конечно, есть корма разной стоимости. И в целом правило, что чем дороже, тем выше качество, оно продолжает действовать в этом случае тоже. Но в целом я считаю, что доверять известным брендам, с точки зрения безопасности для питомцев, можно. Другое дело, что сейчас выпускается много разных кормов. Есть корма диетические, когда у животных те или другие заболевания, есть корма для разного возраста – для щенков или для котят, например, или есть корма с специальными витаминными добавками, есть корма для специальных пород. Я думаю, что брендам известных компаний доверять можно, тем более их не так много.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я как раз хотел задать вопрос. Все корма, которые продаются, такое ощущение, что всё это импорт. Или все-таки есть какие-то российские бренды и российское производство?

Л. ХАСИС: Я думаю, что тема эта россиянами еще мало разработана. На сегодняшний день мне известна одна крупная компания российская, которая производит корма. Это компания «Раритет», делает бренды «Трапеза», «Оскар» и «Монами». Все остальные бренды, которые представлены сегодня в магазинах, они в основном принадлежат западным концернам. Самые массовые виды товаров они уже начали производить в России. Но всё остальное импортируется с их основных заводов. И реально это всего три бренда – «Nestle», «Mars» и «Hill’s». Наверное, еще «Royal Canin», такой более премиальный бренд. И им принадлежит в совокупности огромная часть этого рынка. Более 70% вообще принадлежит только одной компании – компании «Марс», с такими известными брендами, как «Pedigree», «Chappi», «Whiskas», «Kitekat», это всё одна и та же компания.

В. ДЫМАРСКИЙ: А есть какой-то показатель, критерий, указывающий на монополизацию рынка? Я имею в виду не только собачьи корма.

Л. ХАСИС: Существует закон о защите конкуренции, в котором написано, что в любом виде бизнеса компания, которая занимает более 35% рынка, считается, что она занимает доминирующее положение, и в этих случаях Федеральная антимонопольная служба должна следить, не злоупотребляет ли компания таким положением. Т.е. долю больше 35% иметь можно, но не злоупотреблять.

В. ДЫМАРСКИЙ: «Здравствуйте. Кошек большинство только в России. В Европе и Америке большинство собак», – пишет нам Максим.

Л. ХАСИС: Очень может быть. Кошка все-таки животное неприхотливое. И если вспомнить, что в России люди в основном живут в крупных городах в квартирах, а в Америке в домах, то там, конечно, собака более распространенное животное, более культивируется, культ – чтобы в доме была собака, с ней пойти погулять.

В. ДЫМАРСКИЙ: Сергей Петров, менеджер, он просто решил этот вопрос: «У меня два кота и собака». Он спрашивает вполне конкретную вещь: «Скажите, чем руководствоваться при выборе корма? Какие параметры наиболее важны для вас?» Наверное, не для нас, я для котов и собак.

Л. ХАСИС: Я сейчас скажу, наверное, какую-то страшную вещь, которая явно идет вразрез с моими профессиональными интересами, но я думаю, если честно отвечать на этот вопрос, то я бы сказал, что, во-первых, нужно исходить из бюджета, который у тебя есть. Если денег нет, то не нужно мучить животных. Помните, как Сент-Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И в этой связи, если у тебя нет возможности своих питомцев – чуть не сказал по-человечески – нормально кормить, то нужно подумать, стоит ли иметь два, три или больше домашних животных в доме. Во-вторых, временем, которое у тебя есть. Я считаю, что, конечно, лучше животное кормить по совету ветеринара, но как люди домашнюю еду любят больше, чем ресторанную, так и домашние животные, если им не просто со стола что-то давать, а если для них специально готовить… У меня есть яркий пример перед глазами – мои дети очень любят приезжать к бабушке с дедушкой и смотреть, как замечательно живут у них собаки. Конечно, они никогда в жизни не позволят себе купить корм. Они по советам ветеринаров покупают специальные ингредиенты – и мясо, и каши различные, готовят им. Это стоит денег, это отнимает кучу времени…

В. ДЫМАРСКИЙ: Это дороже, чем сухой корм готовый?

Л. ХАСИС: Я думаю, что дороже. Но, с другой стороны, они считают, что их любовь к собакам такова, что они должны обеспечить им нормальную собачью жизнь. Вместе с тем, если времени мало, то качественный корм для собак или кошек известной компании, безусловно, так же сумеет дать все необходимые питательные элементы, минералы и витамины животному, тоже никакой проблемы здесь не будет.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я думаю, ответ ясен. Но судя по тому, что вы сказали о преимуществе импорта, не то чтобы заметном, а подавляющем преимуществе импорта над отечественным производством, то, наверное, в этом и заключается ответ на вопрос, который нам задает Владимир Ловчев, преподаватель из Казани: «Почему существенно подорожали собачьи витамины?»

Л. ХАСИС: Конечно, это же всё импортное. Изменились курсовые соотношения – тут же изменилась стоимость. Вообще бизнес по производству собачьих, кошачьих, любых кормов для животных, он очень выгодный, очень рентабельный.

В. ДЫМАРСКИЙ: У него маленькая себестоимость?

Л. ХАСИС: Себестоимость относительно продажной цены достаточно невелика, и рентабельность высокая. Конечно, там очень большие затраты на рекламу, на маркетинг, для того чтобы продвинуть бренды. Но я помню, был еще в советские времена такой фильм – откуда я и узнал о существовании собачьих кормов – «Дорогой мальчик», советский фильм, когда рассказывали, как сын советского дипломата по ошибке был украден вместо сына миллионера какого-то американского, который производил корма, и вот там всячески доказывалась идея, что производить корма очень выгодно. Странно, что в России есть всего одна компания, которая углубилась в эту тему. А рынок-то огромный. Если представить себе в денежном выражении, он измеряется огромными суммами, сотнями миллионов долларов в год, около 10 млрд. рублей в год, это примерно 300 млн. долларов в год. Большая сумма.

В. ДЫМАРСКИЙ: Это достаточно большая сумма. И то надо учитывать, что, я думаю, в России это все-таки меньше развито, чем в той же Западной Европе или в Штатах.

Л. ХАСИС: Существенно меньше.

В. ДЫМАРСКИЙ: Там, наверное, объем рынка еще больше. Т.е. нашему рынку есть еще куда двигаться.

Л. ХАСИС: Но если посмотреть на то, что у нас владельцы животных покупают только в 20% случаев, то в Европе, например, в 80% случаев покупают готовую еду. И потенциал роста рынка, конечно, огромный.

В. ДЫМАРСКИЙ: Существует большая разница в цене и в качестве продукта? Т.е. есть элитарная еда для собак и есть простая среди сухих кормов, или это всё примерно одно и то же?

Л. ХАСИС: Конечно, существует, точно так же, как в еде для людей, разные уровни цен, разные уровни качества.

В. ДЫМАРСКИЙ: Т.е. икра черная осетровая, есть из трески.

Л. ХАСИС: Это разные продукты на самом деле, как-нибудь про это тоже поговорим. Но если говорить о кормах, точно так же есть более экономичные варианты, а есть и существенно более качественные варианты.

В. ДЫМАРСКИЙ: А более качественные за счет чего? За счет большого содержания натуральных продуктов?

Л. ХАСИС: Больше содержания натуральных продуктов, больше содержания различных натуральных добавок, витаминов специальных. Такие бренды, как «Hill’s» и «Royal Canin», они, конечно, более премиальные, чем такие массовые, как «Pedigree» и «Whiskas». Безусловно, это зависит еще и от животного: вкусы у людей разные, и у животных тоже разные вкусы. Кошка, попробовав «Whiskas», может быть, ни на что другое больше не переключиться.

В. ДЫМАРСКИЙ: Даже так? Что, подсаживается? Там где-то были вопросы, не содержатся ли какие-то вещества, благодаря которым животное привыкает к тому или иному корму?

Л. ХАСИС: Безусловно, существует миф о том, что производители кормов для животных добавляют специальные вещества…

В. ДЫМАРСКИЙ: Чуть ли ни наркотики.

Л. ХАСИС: …которые заставляют, скажем, кошку, попробовав один корм, есть только его и ничего другого. На самом деле никаких таких вещей не добавляют. Но элементы, правда, в этом все-таки содержатся. Потому что любой корм для привлекательности обрабатывается так называемыми запахами, их называют «дайджесты». Это примерно то же самое, что люди делают при приготовлении пищи – добавляют соль, уксус, специи.

В. ДЫМАРСКИЙ: Чтобы придать вкус.

Л. ХАСИС: Поскольку для животных – это еще более важная составляющая, чем вкус, то очень часто можно видеть, что животное съело, скажем, желе из собачьих консервов, а сам продукт с меньшей охотой ест. Дальше начинаются предпочтения животных по вкусам.

В. ДЫМАРСКИЙ: Когда вы рассказали о мальчике в этом фильме, я вспомнил давнюю историю про советского дипломата. Я уж не знаю, насколько это правда или нет (хотя говорят, что правда), что кто-то из наших, советских, дипломатов был выслан из какой-то страны… Известно было, что тогда наши люди за рубежом экономили на всем, чтобы лишний доллар отложить на какой-нибудь видеомагнитофон. Так вот дипломат был выслан после того, как его застукали на том, что он покупал собачий корм для экономии средств. В принципе, люди это могут есть?

Л. ХАСИС: Я знаю много случаев, когда люди пытаются потреблять корм для животных, для того чтобы закусить какую-то выпивку и прочее. Этого делать ни в коем случае нельзя. Это совершенно небезопасно. Более того, кормить кошек кормами для собак и наоборот тоже не рекомендуется. Хотя считается, что корм для кошек собакам можно давать, но я бы, например, рекомендовал бы не только не заменять корма кошек и собак, но даже не давать пожилым собакам специальные корма для молодых. Это может привести к отрицательным результатам.

В. ДЫМАРСКИЙ: Лев, а там еще существует по возрасту животного? Есть для молодых, для среднего возраста, для пожилого?

Л. ХАСИС: Конечно. Кстати, поскольку покупают корма не животные, а люди, очень часто делают корма в форме либо косточки какой-нибудь, рыбки или, например, разного цвета. Конечно, это всё рассчитано не на животное – ему всё равно, а на покупателя, на человека, который будет покупать.

В. ДЫМАРСКИЙ: В связи с вопросом может человек есть или нет, Магомед из Махачкалы спрашивает: «Интересно, а кто определяет, что новый собачий корм стал еще вкуснее?» Кто дегустаторы?

Л. ХАСИС: Я как-то встречался с одним из высших должностных лиц компании «Mars», я задал ровно этот же вопрос – кто решает, что новый «Whiskas» стал еще вкуснее? Он ответил: «Наш вице-президент по маркетингу».

В. ДЫМАРСКИЙ: (СМЕЕТСЯ). Это не значит, что он ест. Это, наверное, шутка.

Л. ХАСИС: Я думаю, что они проводят какие-то тесты. Видимо, так же, как среди людей существуют фокус-группы, наверняка существуют какие-то фокус-группы и среди животных.

В. ДЫМАРСКИЙ: Кстати, еще один вопрос от Сергея Николаевича, юриста из Уфы. Не знаю, согласитесь вы с этим или нет, он считает, что «ассортимент сухих кормов вне Москвы очень беден».

Л. ХАСИС: Это правда.

В. ДЫМАРСКИЙ: В другие города России не доходят очень многие бренды, о которых вы говорите.

Л. ХАСИС: Это правда.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я думаю, что как раз о том, что наш рынок еще достаточно неразвит, свидетельствует еще один факт, тот же слушатель нам прислал: «В интернет-магазинах практически нет кормов для животных».

Л. ХАСИС: Насчет интернет-магазинов не знаю. Мне кажется, в интернет-магазинах уже есть всё. Другое дело, что, возможно, в интернет-магазинах нет доставки за пределы Московской кольцевой дороги. Знаете, как говорится, в чем самая главная проблема Москвы? То, что вокруг Россия. Очень часто то, что есть в Москве, это не значит, что можно найти за 200 километров. Страна только развивается, поэтому, я думаю, что в ближайшее время это будет изменяться, в том числе и с развитием современной торговли.

В. ДЫМАРСКИЙ: Большой любитель и, видимо, знаток этого дела Максим нам уже несколько сообщений прислал. В частности, он нам сообщает (интересная информация, чтобы сравнить): «В Германии рынок кормов более 5 млрд. евро в год». У нас около 300 млн. долларов в год, мы посчитали.

Л. ХАСИС: Около 10 млрд. рублей.

В. ДЫМАРСКИЙ: Насколько больше объем этого рынка. Вот здесь спрашивают про конкретные… Не знаю, насколько вы можете ответить на этот вопрос. «Несколько месяцев в страну не пускают корм (НЕРАЗБОРЧИВО) и другие. С чем это может быть связано?»

Л. ХАСИС: Очень часто бывает, что наши власти вводят ограничения на ввоз продуктов, содержащих мясо, с той или другой страны. Корма также подпадают.

В. ДЫМАРСКИЙ: «У моего корма от сухого корма развилась мочекаменная болезнь».

Л. ХАСИС: Сразу скажу, я не врач, не ветеринар, поэтому на такие вопросы отвечать невозможно.

В. ДЫМАРСКИЙ: И тут же Максим нам пишет: «От качества корма зависит продолжительность жизни питомца».

Л. ХАСИС: Жизнь любого организма зависит от пищи и от настроения, от того, как хозяева относятся к нему и от того, как они его кормят.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вы бы еще хотели что-нибудь сообщить про корм сухой для животных?

Л. ХАСИС: Я хотел бы сказать, что очень важно, если уже покупают люди корм, покупать его в фабричной упаковке. Потому что один из массовых случаев, когда зоомагазины некоторые маленькие покупают 20-килограммовый пакет, вскрывают его и потом начинают продавать из него на вес. Но дальше начинаются махинации, потому что они засыпают в этот пакет, как правило, корм гораздо более низкого качества из другого пакета.

В. ДЫМАРСКИЙ: А подделки, фальсификации существуют?

Л. ХАСИС: Если речь идет о фабричных упаковках, то практически не встречается, это крайне редко.

В. ДЫМАРСКИЙ: А как вы проверяете качество в торговых сетях?

Л. ХАСИС: Мы имеем сертификат производителя, мы имеем гарантии этих мультинациональных концернов качества.

В. ДЫМАРСКИЙ: Лев, а у вас есть дома собака или кошка?

Л. ХАСИС: Попугай.

В. ДЫМАРСКИЙ: Это не показательно. Я бы хотел задать один вопрос – он меня волнует, – не относящийся к кормам, хотя и к ним тоже, вообще к торговым сетям. В последнее время новая тенденция появилась – начали брать деньги за пакеты. Что, совсем обеднели торговцы у нас?

Л. ХАСИС: Нет, вопрос совсем не в этом. Дело в том, что пластиковые пакеты крайне негативно влияют на окружающую среду, потому что их много, когда бесплатно тем более. И власти во всех странах, в том числе и в России сейчас, начинают оказывать давление на торговые сети с целью заставить их ввести в обращение многоразовые сумки какие-то, короче говоря, перейти на многоразовую тару. И одним из стимулов этого является переход на платные пакеты. Поэтому уже несколько раз были совещания на эту тему, где нас призывают в борьбе за экологию ограничить бесплатное распространение этих пластиковых упаковок.

В. ДЫМАРСКИЙ: Т.е. это не коммерция, а экология.

Л. ХАСИС: Потому что плата, как правило, вводится символическая – 1 рубль за пакет, условно говоря. И в данном случае цель только одна – ограничить неограниченное (извините за игру слов), бесплатное распространение этих пакетов, которые затем приходится очень дорого утилизировать.

В. ДЫМАРСКИЙ: И завершаем мы сегодняшнюю программу сообщением от Саши из Самары. У нас нашелся один герой: «Пробовал сухой корм для кошек. Безвкусный». Так что давайте поверим Саше. Не пробуйте сухой корм ни для кошек, ни для собак, тем более что он безвкусный. До встречи через неделю. О чем будем говорить в следующий понедельник?

Л. ХАСИС: Лето, тепло. Я предлагаю поговорить о спортивных товарах, всё, что люди используют для занятий спортом.

В. ДЫМАРСКИЙ: И одежда, и инвентарь.

Л. ХАСИС: Одежда, обувь, инвентарь – всё, что продается для спорта.

В. ДЫМАРСКИЙ: До встречи через неделю.

Л. ХАСИС: Всего доброго. До свидания.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments