В октябре 2015 г. группа "Роллман" официально откроет в пригороде Санкт-Петербурга гипермаркет "Слон" общей площадью 5,6 тыс. кв. м, работавший в техническом режиме еще с декабря. В 2016 г. еще один магазин компания собирается открыть в Ленинградской области, а в дальнейшем сеть планируется увеличить до десяти гипермаркетов.

Учредителем компании-оператора гипермаркета выступило ПАО "ГК "Роллман"", многоотраслевой холдинг, который занимается производством фильтровальных материалов (завод "Невский фильтр"), автохимии в аэрозольной упаковке, изделий из пластмасс, деревопереработкой, а также девелопментом и строительством. Крупнейший пакет акций этой компании - у гендиректора Александра Воробьева. Часть акций торгуется на рынке. Компанию связывают с Петербургским предпринимателем Темуром Псутури, владельцев одной из крупнейших дорожностроительных компаний Петербурга. Сейчас он не имеет отношения к "Роллману", заверяют в компании. Из совета директоров "Роллмана" бизнесмен вышел пару лет назад. Павда, в свежей выписке из ЕГРЮЛ Темур Псутури значится участником ПАО "ГК "Роллман" с размером вклада 290 млн рублей (61,7021% долей). Кстати, Темур Псутури также развивает свои собственные гипермаркеты DIY в Грузии. Комментировать свою связь с "Роллманом" он не стал, сославшись на занятость.

Общая площадь гипермаркета "Слон" составляет 5,6 тыс. кв. м. Из них 1,6 тыс. кв. м отведено под мебель — это второй и третий этажи. На площади 1,8 тыс. кв. м размещены непродовольственные товары сегмента FMCG, 900 кв. м — одежда, 450 кв. м — "Дом быта". Еще 1,8 тыс. кв. м (1 тыс. кв. м — на улице, 800 кв. м — в зале) занимают строительные материалы.

Здание под гипермаркет "Слон" "Роллман" строил самостоятельно на собственном земельном участке недалеко от Пушкинского военного аэродрома. Единственная ведущая к магазину дорога принадлежит военным. Сейчас она находится в плохом состоянии и не освещена. По словам представителей компании, дорогу планируется отремонтировать: "Это долгий процесс, имеющий логическое завершение". Не асфальтирована пока и парковка перед магазином.

"Гипермаркет "Слон" — это совсем не DIY. Это новый формат, который пришел в Россию из Азии – формат рынка под крышей, формат "все для всех", максимальная насыщенность товарами каждого квадратного метра. Мы продаем строительные материалы, мебель, бытовую технику, одежду, детские игрушки. Но чтобы прийти к этому формату, год-два нам нужно будет поработать в сегменте DIY", — рассказывает руководитель отдела развития гипермаркета Александр Воробьев (сын генерального директора ГК "Роллман" Александра Воробьева). После официального открытия первого "Слона", уже в 2016 г. планируется запуск второго аналогичного магазина – в поселке Отрадное Ленинградской области. Всего в сети планируется 10 магазинов.
Работа с поставщиками также строится по не самой обычной для российских DIY-магазинов схеме. "Мы заключаем договор делового партнерства. Поставщики сами определяют ценовую политику, ассортиментный ряд, количество товаров в переходящем остатке", — объясняет Александр Воробьев.

Не все поставщики сразу оценили новый формат. Год назад, по словам руководителя отдела развития "Слона", было много критики: "Нам говорили, что у нас ничего не получится. Говорили, что лучше сдать площади в аренду. Но теперь те, кто поначалу в нас не верил, берут свои слова обратно". Причем, отмечает Александр Воробьев, оказалось, что объяснить особенности формата и договориться о сотрудничестве оказалось проще с крупными игроками на рынке ретейла.

На данный момент ретейлеру удалось заключить договоры делового партнерства с 190 компаниями, однако для заполнения гипермаркета этого мало. Переговоры об открытии магазинов внутри "Слона" ведутся с сетями "Здоровый малыш", "220 Вольт", Redmond. С ними гипермаркет планирует сотрудничать в "якорном формате".

Пока примерно 30% от занимаемой гипермаркетом площади, пустует, а некоторые выставленные в мебельном зале изделия не продаются. "Мебельный зал был открыт технически. Официальное открытие состоится в начале сентября, тогда весь товар будет доступен", — объясняет Александр Воробьев. Очень мало пока занята площадь, отведенная под одежду, а задуманный формат "Дома быта" — услуги ремонта и небольшие мастерские – вообще не реализован.

Покупатели в торговых залах встречаются, однако в день, когда в гипермаркет приходили корреспонденты Retailer.RU, работала всего одна касса. К тому же, не принимались к оплате банковские карты, а один из выбранных нами товаров "не прошел" по кассе.

К официальному открытию "с шариками и рекламной кампанией по Пушкину", которое запланировано на октябрь 2015 г., магазин "Слон" планирует завершить оформление торгового центра, которое не удалось закончить в срок из-за внезапно нагрянувшего кризиса.

"Мы оказались теми самыми сумасшедшими, которые развивают бизнес во время кризиса. Мы этого не планировали, но уже ничего не поделаешь. Мы верим, что работа в команде с поставщиками поможет справиться с грядущими трудностями", — говорит Александр Воробьев.

"Выходить на рынок товаров длительного пользования, то есть не первой необходимости в кризис довольно рискованно, потому что спрос на такие товары снижается в пользу покупки еды. Но, возможно, у "Слона" есть какое-то забойное преимущество, на котором он собирается расцвести", — считает член совета директоров "Максидома" Мария Евневич.

Когда речь идет о таком непростом рынке, как Петербург, успех проекта зависит от множества факторов. "Петербургский рынок DIY один из самых насыщенных в России. Однако каждый проект надо рассматривать отдельно. Я не скажу навскидку насколько перспективно именно то место, где сел "Слон". Для этого надо проводить исследование", — отмечает Мария Евневич.

Директор по маркетинговым коммуникациям торговой сети Leroy Merlin Дмитрий Дмитриев согласен, что Петербург – не самый простой город для старта проекта в формате "все для всех": "В городе он не плохо развит. Чтобы понять, насколько успешным окажется новый гипермаркет нужно смотреть на его ценовую и ассортиментную политику, привлекательность и понятность данного формата для покупателя. В любом случае, начинающая компания должна хорошо понимать свою бизнес-цель, знать, чего она хочет добиться и какие шаги для этого необходимы. Если компания находит свою нишу на рынке, то можно рассчитывать на лояльность своей целевой аудитории".

Дмитрий Дмитриев также отметил, что в похожем формате работает гипермаркет "Три кита" в Москве: "Они сдают площадь в аренду и живут на это. Одно из преимуществ этой бизнес-модели в широком и разнообразном ассортименте. Но это только в случае, когда торговые площади позволяют это сделать. В Leroy Merlin самый популярный формат – 10 тыс. кв. м торговой площади, и мы специализируемся только на товарах для ремонта и обустройства дома. Только так можно обеспечить покупателям достаточную широту ассортимента, чтобы все можно было купить в одном месте".

"Я считаю, что отдать поставщикам право управлять ассортиментом и назначать розничные цены на товары — это отличная идея. Не нужно заниматься ценовой и ассортиментной политикой, позиционированием. Не надо размышлять — ты магазин низких цен или эксклюзивных товаров? Сразу экономия на фонде оплаты труда: отдела маркетинга нет, категорийных менеджеров нет. Продавцов тоже не нужно, промоутеры от поставщиков всё сделают, – иронизирует Мария Евневич. — Есть только один нюанс: если цену назначают поставщики, то не понятно, сколько ты зарабатываешь. Поэтому считаю, что формат нужно усовершенствовать: пусть поставщики ещё и сами скидываются на аренду, бухгалтерию и кассиров. И тогда всё точно получится".

"У небольших игроков на рынке DIY есть ряд преимуществ перед "первой тройкой", куда входят Leroy Merlin, OBI, Castorama, — считает маркетолог компании "Бауцентр" Андрей Демшин. – Во-первых, более детальное знание рынка, потребителей. У больших игроков есть опыт, финансовые ресурсы, но этот опыт не всегда можно переложить на российскую действительность. Во-вторых, небольшие игроки мобильнее, легче на подъем, быстрее отвечают на изменения на рынке. И что тоже немаловажно у них есть свои собственные разработки, ноу-хау. Так в "Бауцентре" есть отдел "Профи" — мы предлагаем особые условия для тех, кто занимается строительными работами ежедневно, зарабатывает этим".

История названия

У названия "Слон" нет продуманной легенды, оно родилось спонтанно. Официальное объяснение такое: 9 мая 2014 г. компания "Невские фильтры", входящая в холдинг "Роллман", осуществляла поставки в Крым. Что именно, не уточняется, но по некоторым данным – расходные материалы для двигателей тяжелой военной техники. Там руководство компании увидело фигуру слона. Гнать грузовики пустыми в Петербург не хотелось, слон понравился, и было принято решение купить его и использовать в качестве символа гипермаркета. Сейчас слон золотого цвета установлен на крыше магазина, откуда встречает и провожает посетителей.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments