«Ведомостям» удалось ознакомиться с новым макропрогнозом Минэкономразвития, который в понедельник будет внесен на рассмотрение бюджетной комиссии правительства. Основные изменения в сравнении с прежним, июньским вариантом в прогноз внесли засуха и рынок труда.
Ведомство ожидает спада сельхозпроизводства в 2010 г. на 8,7% (прежний прогноз — рост на 2,7%), который будет почти преодолен в 2011 г. Ожидаемые темпы роста цен в отрасли повышены в 2,6 раза — на 14,4% (5,4%): почти таким же был рост в начале агфляции в 2007 г. (14,1%). Прогноз по инфляции повышен до 7-7,5% на конец года (6-7%). В 2011 г. она замедлится до 6-7% (5,5-6,5%). По оценке Росстата, с 1 по 23 августа инфляция составила 0,6%, за минувшую неделю среднесуточный прирост цен ускорился, а список дорожающих продуктов расширился (см. статью «Ушли в отрыв»). 7,5% за год — тот рост, который был бы без ускорения продовольственных цен, считает оптимистичным новый прогноз Оксана Осипова из Центра развития ВШЭ. Основные сельхозтовары дорожают во всем мире (на 23% к августу), с учетом исторических лагов пик роста цен на продовольствие в России придется на 2011 г., считает она.
Более быстрое, чем ожидалось еще в июне, сокращение безработицы улучшило прогноз по доходам и зарплатам населения и по росту розничного товарооборота (см. таблицу), который в 2010 г. полностью преодолеет кризисный спад. Но восстановление потребительского спроса не будет фронтальным: прогноз роста объема платных услуг населению снижен вдвое до 1,6%. В 2011 г. спрос на платные услуги вырастет менее чем на 3% (6-8% — ежегодный докризисный рост), рост розницы и реальных зарплат замедлится. Это означает, что пока потребительский спрос трудно признать локомотивом экономики, считают в Центре развития. Напротив, уверенный рост потребления, даже если его темп замедлится, — это то, что позволит экономике расти больше чем на 4% при отсутствии прорыва в инвестиционном спросе, надеется Юлия Цепляева из BNP Paribas.
Прогноз по росту инвестиций в основной капитал понижен до 2,5% в 2010 г. За январь — июль инвестиции выросли лишь на 1,3%, ведомство рассчитывает на увеличение инвестиционной активности во втором полугодии благодаря завершению инвестпрограмм. Тем не менее 2,5% — далеко не 7-8% роста, которые ожидали эксперты в начале года, вспоминает Цепляева: «Из-за социального вектора бюджета не произошло ускорения госинвестиций — а это локомотив для частных». Для улучшения инвестиционной активности предпосылок нет, говорит Валерий Миронов из Центра развития: к долговой проблеме еврозоны добавилась угроза второго спада в США и замедление роста Китая, «для инвестиций нужны длинные деньги — а их не будет». А на внутреннем рынке длинные деньги заберет государство, имеющее масштабные планы по финансированию дефицита и распродаже своих активов, добавляет он. Тем не менее прогноз Минэкономразвития по росту инвестиций на 2011 г. повышен до 10,1%. В ведомстве надеются на реализацию инвестпланов монополий, особенно «Газпрома», обещавшего в 2011 г. инвестировать 1,7 трлн руб. — это почти пятая часть прогнозируемого общего объема всех капвложений в экономику.
Прогноз роста ВВП в 2010 г. не изменен — 4%, хотя есть риски замедления до 3,6-3,8%, говорил замминистра экономического развития Андрей Клепач. До 2013 г. годовые темпы роста экономики не превысят 4,5%, т. е. будут ниже своего потенциала, который ведомство оценивает в 5%. Тем не менее к 2013 г. все основные секторы экономики компенсируют кризисные потери.
Рост на 5-6% — те темпы, которыми может расти экономика без постоянного роста цен на нефть, считает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»; для более быстрых темпов необходимы институциональные преобразования — при угрозах отбора собственности, меняющихся правилах игры расти «китайскими темпами» невозможно. С точки зрения последствий кризиса это нормальные темпы, факторы роста в эти годы полностью еще не сформируются, но с точки зрения целей экономической политики через три года надо добиться 7-8% роста, говорит высокопоставленный чиновник правительства: «Но это требует более эффективных действий государства в структурной, макро- и институциональной политике».