Проверить обоснованность ценообразования на лекарства, входящие в список жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛС), поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) две недели назад премьер Владимир Путин. Его удивило, почему цены на препараты с одинаковым международным непатентованным наименованием (т. е. действующим веществом) часто различаются. В принципе, это нормально, говорит представитель фармпроизводителя Teva Александр Быков, ведь на цену влияют стоимость субстанции и место ее происхождения, состав вспомогательных веществ, место производства и проч. Но, по данным ФАС, разница в цене между самым дешевым российским и самым дорогим зарубежным препаратом доходит до 60 раз. А такая разница выглядит экзотически, согласен Быков.
Цены на лекарства из списка ЖНВЛС регулируются государством: с 1 апреля они не могут стоить дороже, чем зарегистрированная в Росздравнадзоре цена производителя плюс оптовая и розничная надбавки. По методике Минздравсоцразвития Росздравнадзор регистрировал цены на лекарства, исходя из их цен за последние полгода: для отечественных производителей это средневзвешенная отпускная цена, для зарубежных (на них, по данным «Фармэксперта», приходится 80% рынка в денежном выражении) — средневзвешенная цена ввоза. Отпускная цена препаратов может быть пересмотрена не чаще чем раз в год, а ее рост не должен превышать инфляцию.
Методика Минздравсоцразвития «отличается» от постановления правительства «О совершенствовании государственного регулирования на ЖНВЛС», считает директор управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. В постановлении указано, что предельные цены зарубежных производителей регистрируются с учетом цен в референтных странах плюс логистические расходы, российские — с учетом цен на аналоги, затрат на обслуживание кредитов, развитие производства и уплату налогов. То есть принцип референтный, а не исторический.
А действующая система фактически замораживает цены. Производители не могут их поднять, даже если вырастет себестоимость препарата (например, из-за удорожания субстанции). Снижать цену производителям тоже невыгодно — ведь это получается уже навсегда: именно на нее чиновники будут ориентироваться, устанавливая цену на следующие полгода.
Перед регистрацией в Минюсте методика была согласована со всеми заинтересованными ведомствами, основная ее задача — не допускать кратного увеличения цен и спекуляций на фармрынке, как это было в 2009 г., напоминает представитель Минздравсоцразвития.
Регистрация предельных отпускных цен должна проводиться в том числе с учетом цен на лекарства-аналоги, это позволит снизить цены на иностранные препараты, говорит чиновник ФАС.
Производителям существующая система не нравится, но и от предложения ФАС они не в восторге. Не все подряд страны можно считать референтными, объясняет заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Системы здравоохранения в разных странах построены на разных принципах: в одних преобладает финансирование за счет пациента (там цены самые высокие и очень волатильные), в других — за счет государства (там пониже), в третьих — страховых компаний (там самые низкие). Брать среднюю температуру по больнице, по его мнению, нет смысла. Лучше бы государству регулировать цены только на те препараты, за которые оно само платит через систему дополнительного лекарственного обеспечения, полагают несколько фармпроизводителей, а остальное предоставить рынку.