Ажиотаж перед началом учебного года помогает ритейлерам наращивать продажи. Растет спрос на канцелярию, ноутбуки и прочую технику, а также на "школьную форму", придерживаться которой рекомендуют во многих школах. Финансовую сторону процесса сбора ребенка в школу выяснил "Финмаркет"

Траты родителей на сборы своих чад в школу выливаются в рост продаж канцелярии у розничных сетей. Кроме того, перед учебным годом также набирают обороты продажи компьютеров, ноутбуков и прочей "учебной" техники. В барыше остаются и продавцы "школьной формы", ведь в современной России тот или иной дресс-код действует во многих школах. 

Дорогие детки 

Минимальная стоимость школьного набора для мальчиков на специализированных ярмарках в Москве составляет 6,24 тыс. рублей. Собрать в школу девочку обойдется дороже — 7,45 тыс. рублей, рассказывала в середине августа замруководителя столичного департамента образования Лариса Курнешова. 

"Это нижний предел стоимости школьного набора для детей, верхних же пределов, конечно, нет ", — отмечала Л.Курнешова. По ее словам, в некоторых магазинах продаются школьные рюкзаки немецкого производства стоимостью до 11 тыс. рублей.
В такой минимальный школьный комплект входят канцелярские товары, рюкзак, форма, спортивная одежда, обувь.
Озвученные московскими чиновниками цифры примерно совпадают с оценками самих россиян, собирающих в школу детишек. Однако не стоит забывать о разнице уровня цен в столице и регионах. 

Согласно опросу портала SuperJob.Ru, выполненному по заказу агентства "Финмаркет", наибольшее число респондентов (24%) тратит на подготовку ребенка к новому учебному году в среднем 5-7 тыс. рублей. "Я живу в Алтайском крае. Доход тут у нас невелик, эти затраты — большая половина мой заработной платы", — поясняет одна из опрошенных. "К сожалению, это очень мало, хотелось бы вложить больше, но мой уровень доходов на данный момент не позволяет", — говорит другой респондент. 

При этом еще 23% россиян укладываются в сумму от 2 до 5 тыс. рублей; а 21% респондентов на сборы требуется 7-10 тыс. рублей. При этом довольно значительное число наших сограждан тратят на подготовку к школе более 10 тыс. рублей.
"И это минимум"; "Все очень дорого, даже учебники приходится покупать", — добавляют респонденты. 

А вот на сумму менее чем 2 тыс. рублей ребенка в школу собирают только 2%. Еще 9% респондентов с ответом затруднились, а 2% выбрали вариант "другое". "Уже потратила 20 тыс. рублей", "подготовка к школе первоклассника обошлась мне в этом году в двадцать тысяч рублей", — рассказывают они. 

Где спрос, там и рост 

При этом "учебные сборы" не только головная боль для родителей, но и время роста продаж для ритейлеров. "Школьный сезон в книжных магазинах начинается обычно с середины августа и продолжается до середины сентября, как правило, общий объём выручки в это время увеличивается на 40-50% по отношению к предыдущим летним периодам", — рассказывает Денис Котов, гендиректор книготорговой компании "Буквоед" (управляет одноименной петербуржской сетью, а также московскими магазинами "Новый книжный"). Причем, по канцелярским товарам, по словам Д.Котова, рост даже более высокий, "некоторые позиции продаются десятками тысяч". 

В книготорговой компании "Топ-книга" (в сеть входят более 540 магазинов под брендами "Книгомир", "Лас-Книгас", "Литера", "Пиши- Читай", "Главный герой", "Сорока", BookLexica, а также 200 точек по продаже книжной продукции в супермаркетах) говорят о еще более внушительном росте. "Ежегодный пик продаж в книжной рознице приходится на последнюю неделю августа и первую неделю сентября. Среднегодовые показатели по объемам продаж в это время перекрываются примерно в 3-3,5 раза", — рассказал Сергей Петров, начальник управления дивизионов "Топ-книги". 

Средний чек этого периода выше среднегодового показателя примерно на 20-25%, оценивает С.Петров. Представители еще одной книготорговой сети рассказали "Финмаркету", что средний чек в августе (по данным на 23-е число) в их магазинах в целом по стране вырос на 25,7% до 352,5 рубля против среднегодового значения за семь месяцев 280,5 рубля. 

Наиболее востребованными товарами сезона являются тетради, пишущие принадлежности и учебники, требуемые в школах, отмечает С.Котов из компании "Буквоед". 

Примечательно, что товары к школе в это время предлагают даже те розничные сети, которые в другое время года ими не торгуют. Так, к первому сентября во всех гипермаркетах "Ашан" проводится акция "Снова в школу", рассказал "Финмаркету" директор центрального офиса закупок "Ашан Россия" Эмин Рустамов. 

Акция представляет собой так называемый "базар", поясняет он. "Ассортимент для акции заказывается специально, он более широкий, чем наш постоянный, так например, школьные рюкзаки в течение года практически не представлены в гипермаркетах, — говорит Э.Рустамов. — Акция проходит в августе и сентябре каждого года, на это время приходится около половины годовых продаж отдела "канцелярские товары". По его словам, в 2009 году кризис "сказался на продажах, но незначительно", а в этом году компания ожидает рост продаж. 

Растут, к сожалению, не только продажи, но и цены. В Москве, например, цены на школьные принадлежности за год выросли на 10-15%, рассказывал первый заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Слепак. Подорожание чиновник объяснял "ростом цен на сырье и производство". 

Д.Котов из компании "Буквоед", говоря о темпе роста цен, отметил, что "им управляют издатели и производители учебников и канцелярии , как правило все цены устанавливаются уже в начале лета , когда идут закупки крупных сетей под сезон". Поэтому те цены, которые уже сформировались, по его словам, в сезон не изменятся. Стандартно же уровень удорожания издателями продукции составляет чуть больше чем процент инфляции в стране, отметил он. 

Однако С.Петров из "Топ-книги" замечает: "что касается нашей сети, то мы не наблюдаем роста цен". 

Ноутбуки вместо счетов 

Вместе с тем, время диктует свои правила, и в обиход школьника XXI века помимо ручек, тетрадок и книжек входят ноутбуки, КПК, флешки и т.п. Что, в свою очередь, сказывается на стоимости "ученического набора". 

"За последние 5-8 лет линейка товаров для школьников существенно диверсифицировалась", — рассказал агентству "Финмаркет" ведущий эксперт Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ) Дмитрий Абзалов. 

Помимо традиционной номенклатуры (канцелярия, одежда, обувь) в потребительскую корзину школьника добавились и продолжают добавляться технологические изделия, и не в последнюю очередь — благодаря умелому продвижению таких товаров. 

К примеру, ноутбуки в бюджетном сегменте, которые зачастую не отличаются особенно хорошими техническими характеристиками, позиционируются именно как учебные, добавляет эксперт. Такое позиционирование во многом и позволяет их успешно реализовывать. 

Кроме того, к школьным принадлежностям можно отнести "различные формы ридеров, накопителей, в следующем сезоне сюда же примкнет значительно подешевевший iPad", — полагает Д.Абзалов. 

"Безусловно, покупку электроники, компьютерной техники и периферии можно считать одним из пунктов подготовки к школьному сезону", — соглашается руководитель по связям с общественностью компании "Эльдорадо" Сергей Павлов. 

О том, что технические приспособления уже вошли в обычное обмундирование школьников, свидетельствует и сезонный рост продаж перед началом учебного года. "По сравнению с предыдущими месяцами, в конце лета растет спрос на ноутбуки, компьютеры и мониторы, компьютерную периферию (принтеры и многофункциональные устройства), мобильные устройства, фото- и видеотехнику, — продолжает С.Павлов. — Продажи таких устройств вырастают в 2-3 раза и более. Например, продажи ноутбуков увеличиваются в среднем в 4-5 раз". 

Об увеличении продаж компьютерной техники в августе говорят и в компании "М.Видео". "Это наш самый высокий сезон в течение года", — отмечает руководитель PR-службы компании Надежда Киселева. 

Помимо техники С.Павлов из "Эльдорадо" отмечает интерес к программному обеспечению и компьютерному сервису. "При подготовке к учебному сезону могут быть актуальны офисные приложения, словари, переводчики и программы для защиты компьютера", — говорит он. По словам С.Павлова, продажи пакетов услуг по настройке компьютера у сети "Эльдорадо" в августе текущего года по сравнению с июлем уже выросли в среднем на 60%. 

Неудивительно, что "за счет разнообразия потребительская корзина ученика серьезно подорожала", констатирует Д.Абзалов из ВНИИПРиМ. 

Снова школьная форма 

Разумеется, одной из важных статей расходов перед школой является покупка одежды. И сегодня "школьная форма" может обойтись весьма дорого. 

Коричневые платьица с фартучками для девочек и синие курточки с брючками для мальчиков — так дешево и просто одевались школьники в СССР. Однако ставшая классической школьная форма была упразднена в нашей стране еще в 1992 году. И те кому, выпало учиться в лихие 90-е, не знали практически никаких дресс-кодов. У государства и в настоящее время нет рекомендаций относительно одеяния школьников. Однако введение школьной формы на местном уровне становится все более распространенной практикой. 

"Многие частные школы сейчас делают собственную форму", — рассказывает "Финмаркету" совладелица магазинов для детей и будущих мам "Кенгуру" (сеть насчитывает 17 салонов, в том числе 9 в Москве) Софья Светлосанова. В то же время, и во многих государственных школах существует рекомендованный дресс-код: для мальчиков — костюмы, для девочек — "белый верх, черный низ". Причем девочкам зачастую запрещено носить брючки, продолжает С.Светлосанова. 

Согласно опросу портала SuperJob.Ru, те или иные требования к одежде есть почти во всех школах страны. В том числе, в 33% школ действуют ограничения для всех классов; еще в 27% — для некоторых. 

При этом строгость школьного дресс-кода значительно варьируется. "В старших классах более свободная форма одежды — светлый верх, темный низ"; "Но не конкретная форма, а при поступлении в школу оговаривается только цвет, т.е. ребенок может быть в сарафане, юбке и жилете, брюках и жилете, но обязательно черного цвета"; — отвечают респонденты на вопрос о наличии формы в школе, где учится их ребенок. 

Об отсутствии обязательной школьной формы заявили 34% опрошенных родителей, причем многим из них все-таки приходится сталкиваться с некоторого рода ограничениями: "Скорее это не форма, а дресс-код!". 

Еще 6% респондентов затруднились с ответом, комментируя: "Есть рекомендованные костюмы"; "Определенной формы нет, но есть рекомендации к виду и цвету одежды". 

По словам С.Светлосановой, в магазинах "Кенгуру" можно подобрать одежду, соответствующую этим требованиям, но обойдется она недешево — сеть работает в сегменте luxury. По словам собеседницы "Финмаркета", костюм для мальчика обойдется в среднем за 10 тыс. рублей. Предложения для девочек, к примеру, платья от Burberry или Armani, разумеется, дороже. Диапазон девчачьей школьной формы "от 5 тыс. рублей до бесконечности", — говорит собеседница агентства. 

Впрочем, можно поискать "бюджетные" варианты. К примеру, согласно расценкам на сайте, в компании "Детки" (производство "деловой" одежды для детей под марками "Детки" и Bosser) полный набор для девочки (сарафан, юбка, брюки, жилет и блузка) по розничным ценам со склада можно приобрести примерно за 3 тыс. рублей. Костюм с рубашкой для мальчика обойдется в 1,5 — 2 тыс. рублей. Однако в розничных сетях наценка на продукцию компании может составлять до 300%, рассказали "Финмаркету" представители "Деток". 

Ну а школьная форма советского образца сегодня перекочевала в категорию винтажной одежды и пользуется спросом у старшеклассниц. Подрастающие модницы по традиции наряжаются в коричневые платьица на "последний звонок". Правда, отыскать форму подходящего размера не так просто, рассказывает "Финмаркету" участница проекта выставки-ярмарки "Блошиный рынок" Марина Кручинина. По ее словам, в свое время эту форму многие "так ненавидели", что стремились от нее избавиться, как только она становилась не нужна. Сегодня, впрочем, проходя мимо стендов с ученическими платьями, многие ностальгируют, говорит собеседница агентства: "Эта та форма, которую я носил в школе!". 

Помимо учениц, по ее словам, советской школьной формой интересуются "киношники" — она зачастую используется в фильмах и сериалах. Что касается стоимости такого ретро-наряда, то школьная форма в полной комплектации обойдется в пару тысяч рублей, отметила М.Кручинина.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments