В последнем номере "Эксперт-Урал" провозгласил конец потребительской вакханалии: в первом квартале 2014 года в потребительском секторе и секторе услуг сложилась худшая минимум за последние пять лет ситуация. Впервые с незапамятных времен объемы розничной торговли, в Екатеринбурге например, по словам автора публикации, стали сжиматься: "Прежние, еще постсоветские структурные дисбалансы хозяйственного комплекса перестали вывозить динамику всей экономики. Короче говоря, наелись. Да и деньги кончились". Если честно, слава Богу!
Объяснюсь. Ускоренное превращение россиян в "машины желаний" (по Жилю Делёзу) после падения железного занавеса грозит антропологической катастрофой. Незрелые массы, не прошедшие школу капиталистической конкуренции, но хорошо усвоившие систему понятий социалистического блата, ринулись к новым потребительским возможностям.
Активное освоение российским обществом западных потребительских ценностей вызвало создание новой торгово-сервисной инфраструктуры, в частности гигантских торговых сетей. Торговые олигархи, раскинувшие сети магазинов для бедных (дискаунтеров) в стране, где, по данным известного регионоведа Натальи Зубаревич, уровень жизни 40% населения ниже советского, лукаво поют осанну потребителю. Чиновники впадают в детский грех наивности, полагая, что неведомая рука рынка установит в отношениях торговой конкуренции все как надо. Когда сталкиваешься с позицией властей, свято верующих, что им известен путь к высокому благосостоянию, по которому нужно вести подведомственный им народ, вспоминается брейгелевское шествие слепых.
Никто и не думает отрицать, что торговые сети несут цивилизованный подход к обслуживанию населения. Есть большие сомнения в том, что методы распространения новых форм не нарушают цивилизованные правила поведения на рынке. Поскольку потребитель на нем появляется только после того, как заработает средства (или хотя бы одобренный кредит) для приобретения желаемых предметов, то рынок труда едва ли не важнее рынка торгового. Конфликт между ними присутствует почти всегда. Особенно он обостряется при экспансии новых агентов в уже занятое кем-то пространство. Как в случае вытеснения с рынка федеральными сетями малого формата торговли. Последний в свое время сбалансировал рынок труда после разрушения многих промышленных предприятий, дав работу и доход многим инженерам и рабочим. Да, общество мало выиграло от превращения индустриальной нации в нацию продавцов и охранников. Но к еще большим разрушениям территориальной экономической и трудовой суверенности местных предпринимателей привело появление сетевых компаний. Теория МакГира — Олсона легко объясняет преимущество "оседлого бандита" для пользы развития территории перед "бандитом-гастролером".
Расчеты показывают, что при значительной доле иногородних сетей в торговом обороте города местная экономика недополучает массу средств и в виде налогов, и в виде внутренних инвестиций. Реальный пример — Магнитогорск. Розничный торговый оборот за год составляет 65 млрд рублей. Из них 28 миллиардов приходится на продовольственную торговлю (в Екатеринбурге — 400 млрд рублей). Доля сетей, понятно, львиная. А они кроме арендной платы ничего городу не оставляют. Их многомиллиардный оборот и прибыль работают на территорию размещения штаб-квартир — Краснодар, Нидерланды или еще чего-нибудь.
Поводырю-власти, однако, очень трудно доказать необходимость обращения внимания на факт дискриминации местных предпринимателей и потерю источника внутренних инвестиций. Власть нашла удобный метод ухода от проблемы: за процессами в торговле она не следит, инструментами для расчетов не располагает, соотношение торговых форматов не "оцифровывает". Ей вообще неизвестно, сколько на ее территории торговых предприятий. Власть руководствуется законом о торговле, который еще в апреле 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев, назвал "пустым". Этот закон предусматривает лукавое ограничение для сетей, которое никогда не может быть нарушено.
Цифры о количестве торговых площадей, занимаемых своими и чужими предпринимателями, важнее подсчетов абстрактного объема торгового оборота. Но деятельность по анализу соотношения торговых площадей федеральными органами статистики не предусмотрена, а отделы торговли в муниципалитетах проводят работу по учету торговых предприятий вне унифицированной системы.
Серьезного научного поиска баланса интересов на рынках труда и торговли не ведется. Градостроительные планы плетутся вслед за идеями торговых империалистов, уродуя города нелепыми торговыми центрами-амбарами и создавая условия для транспортных коллапсов. Новая городская эстетика и коммуникации направлены на служение "машине желаний". Хотя наблюдать за соревнованиями технопарков и бизнес-инкубаторов, работающих на развитие городов, интереснее.
Может, власть не слепа, а в неведении? Магнитогорская некоммерческая организация "Родной город" обращалась с вопросами о защите интересов малого торгового бизнеса ко всем органам законодательной и исполнительной власти на всех уровнях: Госдуму и министерства, горсобрание и администрации муниципалитета. Практически везде — нежелание вникать в ситуацию и попытка спрятаться за действующим законодательством. Результат — неверие предпринимателей обещаниям поддержки и четкое понимание пути развития бизнеса, если он не встроен в коррупционную схему, то ли по корейскому принципу чучхэ — с опорой на собственные силы, то ли с помощью "зрячих" китайских властей. В КНР нашим предпринимателям и льготную франшизу дадут, да и оборудование можно получить на выгодных условиях.
Но и для властей не все потеряно. Есть хороший рецепт — серьезнее отнестись к стратегическому планированию городов, в том числе и к разработке программ развития потребительских рынков. Положительный опыт есть в Белгородской, Вологодской, Московской областях, Башкирии и Татарстане. Было бы неплохо сделать его достоянием всех, а потом может появиться обязательный стандарт к исполнению на пути в высокую цивилизацию.