Новый закон о торговле, призванный уменьшить давление торговых сетей на поставщиков, может обернуться ростом издержек последних, следует из материалов мониторинга, с которым ознакомилась "Газета.Ru". Крупные ритейлеры требуют от своих поставщиков скидок на всю сумму прежних бонусов и вдобавок — компенсаций за новые издержки по кредитам и растущую налоговую нагрузку.

Как работать по-старому с новыми правилами

Торговые сети начинают переговоры с поставщиками о новых условиях работы, предусмотренных поправками к закону о торговле и вступающих в силу с 2017 года. Их предложения, полученные поставщиками в настоящее время, свидетельствуют о том, что все издержки, связанные с новыми правилами, ритейлеры планируют переложить на своих контрагентов. Издержки поставщиков могут даже вырасти, свидетельствуют материалы федеральных мониторинговых групп, созданных для наблюдения за исполнением закона.

Поправки к закону о регулировании торговой деятельности были подготовлены группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой и подписаны президентом 3 июля этого года. Они предусматривают целый ряд новых правил, в основном направленных на защиту поставщиков от давления крупных сетей. Например, снижается максимальный размер бонусов для торговой сети с 10 до 5%, сокращаются сроки оплаты за товар.

Новый закон запрещает ритейлерам взимать плату за право поставок, изменение ассортимента товаров, требовать возмещения расходов за утраченные и поврежденные товары, если это произошло не по вине поставщика, и вводит целый ряд других правил.

Основное требование ритейлеров в связи с внедрением новшеств — перевод всех выплат, ограниченных новым законом, в скидки, следует из мониторинга. Но есть и дополнительные требования.

"Размер скидки, которую должен предоставить поставщик, по мнению торговых сетей, должен быть повышен на сумму НДС, который торговая сеть уплатит со своей маржи", — говорится в документе. Торговые сети в переписке с поставщиками связывают это с тем, что ретробонусы, которые они получали ранее, НДС не облагались.

Помимо этого, торговые сети требуют с поставщиков включения в скидку сумм кредита, который они будут вынуждены брать, чтобы расплатиться с ними раньше. Такую скидку торговые сети предлагают рассчитывать исходя из ставки кредитования 18%.

Поставщики также указывают, что некоторые торговые сети пытаются сохранить плату за услуги по продвижению товаров. Для этого они создают отдельные юридические лица и понуждают своих контрагентов заключать с ними договоры на маркетинговые слуги, делая это условием заключения договора о поставке товара. "Фактически заключение такого договора означает сохранение платы за "фальш-маркетинг" и иных выплат, запрещенных законом", — говорится в материалах наблюдателей. Наконец, в новых договорах торговые сети до двух раз повышают штрафы за недочеты в документах.

Поставщики снизят цены насколько смогут

Новый закон так или иначе рушит привычную и удобную для торговых сетей модель взаимоотношений с поставщиками, говорят участники рынка. Дальше взаимоотношения будут выстраиваться по-новому, и условия будут пересматриваться с каждым поставщиком индивидуально. В бесспорном выигрыше окажутся крупные и хорошо локализованные поставщики либо те, кто предлагает эксклюзивный товар, говорит президент Мясного союза Мушег Мамиконян.

В остальном цены будут определять спросом и предложением, как это было и до принятия нового закона, считает он. "Спрос сейчас невысокий и давление на цены достаточно велико. Вопрос, кто и как будет поступаться своей маржой, будет определяться индивидуально. Кто-то вообще уйдет с рынка", — допускает эксперт. Но, несмотря на всевозможные уловки со стороны ритейлеров, новый закон сделает рынок более конкурентным.

Главное достижение, по его словам, — определенные и приемлемые сроки оплаты. Второе по важности — возможность для регулятора определить фактическую цену на поставленный товар и рассчитать настоящую наценку торговой сети. "Попытки придумать новые услуги всегда были и будут… контролирующие органы обычно имеют представление о том, согласуется та или иная операция с деловой целесообразностью или нет. Полагаю, что регуляторы будут обращать на это внимание", — надеется Мамиконян.

Торговые сети не вполне понимают условия работы по новому закону, как и поставщики, говорит председатель Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. Поэтому перезаключение договоров пока идет непросто. Сейчас, по его словам, торговые сети ищут "возможные варианты реализации этого закона во благо потребителей" в сотрудничестве с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Минпромторгом.

В пресс-службе ФАС "Газете.Ru" сообщили, что во вторник состоялось очередное заседание рабочей группы на эту тему. ФАС готовит два пакета разъяснений, отметил собеседник: один касается вступления закона в силу, понятия "торговая сеть", услуг по продвижению товаров, условий отбора контрагентов, совокупного размера вознаграждения и некоторых других вопросов. Второй будет подготовлен в соавторстве с Минпромторгом и коснется порядка оформления промоакций, маркетинговых и иных услуг. "Когда разъяснения будут готовы, они будут опубликованы на официальном сайте ФАС", — пообещали в пресс-службе.

Все новые условия торговых сетей сводятся к тому, чтобы пересчитать в виде скидки тот объем услуг, который не укладывается в новые нормы закона, резюмирует омбудсмен в сфере регулирования торговой деятельности Андрей Даниленко.

"Конечно, есть риски потенциального шантажа. Когда закон о торговле только появился, тоже было много "творческих процессов", — вспоминает он. Некоторые положения нового закона создадут новые затраты, которые лягут на поставщиков, отмечает Даниленко. "Например, раньше торговая сеть могла брать товар на реализацию: если поставщик на упрощенке, например фермерское хозяйство, они могли работать при этом без НДС, по сути, арендовать полку, и получалось, что товар дешевле. Теперь по закону это запрещено, значит, такой возможности нет", — объясняет он.

В целом он считает очевидным, что торговые сети не будут отказываться от своей доходности, поэтому велика вероятность, что условия сохранятся для каждой стороны, но увеличение налогооблагаемой базы повлечет дополнительные затраты поставщиков.

В поиске удобной схемы

По новому закону торговые сети лишаются определенного рычага давления на поставщиков и остаются без "официальных откатов", рассказывает участник рынка. "Они сейчас очень обеспокоены и пока даже "притормозили" переговоры с новыми поставщиками", — говорит он. Закупщики ждут указаний от руководства компаний.

Все цены будут пересматриваться индивидуально с каждым поставщиком, считает бизнесмен, от поставщиков алкоголя скорее удастся добиться скидок, чем от производителей скоропортящихся товаров.

В АКОРТ не исключают роста цен на некоторые товары в розницу. "Торговые сети, конечно, заинтересованы в том, чтобы цены не росли, но там уж как получится", — говорит Ломакин-Румянцев.

Пока лидеры рынка проговаривают с федеральными органами власти новые правила игры, средние и небольшие сети пережидают, желая сориентироваться на крупных игроков. "Мы дождемся, когда они выработают решение, и будем делать как все", — сказал "Газете.Ru" закупщик одной из иностранных торговых сетей, работающих в России.

"Некоторые поставщики и ритейлеры уже начали перестраивать модель взаимодействия согласно новым правилам, а кто-то, наоборот, не торопится", — соглашается Дмитрий Востриков, директор по развитию "Руспродсоюза". Сейчас, по его словам, у участников рынка нет единого понимания того, как должна быть рассчитана "чистая цена", как корректно трактовать отдельные нормы законодательства.

"Сейчас на базе союза мы работаем над тем, чтобы предложить рынку свои рекомендации. Как целесообразно рассчитывать разрешенные к выплатам 5% от товарооборота, по какому принципу и какие скидки поставщик может предоставлять торговой сети, что считать вознаграждением, а что условиями поставки и так далее", — говорит он. По мнению Вострикова, бизнес должен строить свою работу согласно единому подходу, который будет представлен в скором времени.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar