Уже после вступления закона о торговле в силу мне нанес визит представитель одной крупной торговой сети. По его собственным оценкам, эта сеть уже довольно близко подобралась к 25-процентному порогу. Сейчас компания готовит к открытию новый большой магазин, и с его вводом в эксплуатацию ее доля на рынке может превысить 25-процентный барьер. Руководителя интересовало, будет ли на них распространяться эта норма. Дело в том, что компания приступила к проектированию и строительству торгового центра задолго до того, как начал действовать закон о торговле. Здание, которое вводится в эксплуатацию после даты вступления в силу закона о торговле, строилось по индивидуальному проекту именно как торговый объект, то есть перепрофилировать его практически невозможно. Продать его также затруднительно: другие сетевики, зная, что конкурент вынужден пойти на такую меру, вряд ли дадут хорошую цену. Закон не учитывает это. На мой взгляд, для всякого нового закона должен действовать ряд переходных положений и правил, чтобы не навредить и не принести ущерб тем субъектам бизнеса, которые принимали решения еще в отсутствие новых норм.
Другая проблема — доступ к информации. Сегодня у нас нет методик, позволяющих более или менее точно оценить долю сети на рынке. Закон о торговле предусматривает информационное обеспечение в сфере торговой деятельности. Должен вестись торговый реестр, куда заносятся сведения о субъектах розничной торговли и об оптовиках. Но эта система будет только создаваться. Пока ее нет. Соответственно, чтобы оценить долю сети или отдельного магазина в общем объеме продаж, нужно оценить этот объем. Статистическая информация полнотой не отличается. Погрешность настолько велика, что решения на основе этих данных принимать нельзя, особенно в отношении запретительных норм. Это связано с тем, что сейчас огромное количество торгующих организаций вообще не предоставляют никакой информации о своей деятельности. С крупными торговыми сетями таких проблем нет, их деятельность достаточно прозрачна. А вот индивидуальные предприниматели в плане информации закрытые. Но без их данных невозможно оценить объемы рынка и, соответственно, долю торговых сетей. По моим ощущениям, в Волгограде есть сети, которые подошли к 25-процентному порогу. Но на основании "ощущений" решение не примешь.
И еще один аспект, на который хотелось бы обратить внимание. Закон о торговле достаточно четко регулирует отношения между магазинами и поставщиками. Не секрет, что торговые сети вели себя с поставщиками как хотели. В Волгограде был случай, когда ряд местных товаропроизводителей, не выдержав произвола со стороны сетевиков, обратился в областную прокуратуру и в наше управление. Мы запросили и проанализировали договоры всех работающих в Волгоградской области торговых сетей. Однако в рамках действующего на тот момент законодательства ничего не смогли предпринять. А в договорах чего только не было! И плата за право поставки товара (так называемая "плата за вход"), и плата за изменение ассортимента поставляемых товаров, и возмещение поставщиками убытков в случае порчи товара, и возврат нереализованных в течение срока годности продуктов. То есть торговые сети выжимали максимум из своих контрагентов и перекладывали на них все свои риски. Сроки оплаты доходили до полугода. По сути, магазины за счет поставщиков пользовались беспроцентными кредитами. Сейчас эти моменты прописаны в антимонопольных правилах закона о торговле. И, я думаю, новый закон облегчит товаропроизводителям вхождение в торговые сети, усилит конкуренцию, а также подтолкнет крупных сетевиков, достигших установленных законом пределов развития на данной территории, на освоение других рынков.
Павел Мироненко, руководитель управления ФАС по Волгоградской области