К 1 августа этого года договоры поставок, заключаемые между производителями и торговыми сетями, должны быть приведены в соответствие с законом о торговле, который вступил в силу 1 февраля.
Пока же закон не работает, так как требуется принятие подзаконных актов. Среди них — перечень социально значимых товаров, которым, в частности, определяется, что если наценка сети составит более 30%, то государство будет регулировать цены на полке. Кроме того, ретейлерам запрещается брать с поставщиков любые бонусы, кроме бонуса за объем, размер которого не должен превышать 10%. Все эти изменения, по словам директора департамента государственного регулирования внутренней торговли минпромторга Олега Сазонова, должны быть внесены в апреле на утверждение в правительство.
На Экспертном совете по развитию торговой деятельности, который созвал минпромторг, были организованы жаркие дебаты всех участников рынка.
С одной стороны, являясь представителем федеральных органов власти, заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев внушал собравшимся делегатам из регионов, что необходима упреждающая экономическая политика в торговле. И, ссылаясь на Росстат, сообщил, что по итогам 2009 года оборот розничной торговли сократился на 5,5% по сравнению с предыдущим годом. Однако для представителей торговых сетей прошлый год не стал кризисным. Так, у X5 Retail Group годовая выручка выросла на 33%, у "Магнита" — на 28%. По-прежнему на 8 регионов — Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Самарскую и Тюменскую области, Краснодарский край — приходится более 44% всей розницы, из них только на Москву — 17,2%. Поэтому представителей именно этих крупных торговых сетей и попросили рассказать, как у них уже реализуется закон о торговле. Как выяснилось, особых проблем у городов-миллионников с торговлей нет. К примеру, по словам министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Владимира Бартеньева, доля розничной торговли в регионе превышает 20%, кроме того, торговля обеспечивает 17% всего объема налоговых поступлений в бюджет области. Здесь активно разрабатывается региональный закон о торговой деятельности. Владимир Петрович лишь жаловался на сетевиков, которые пытаются переложить свои издержки на поставщиков через договоры возмездных услуг.
— Розничные сети обязаны переложить все издержки, которые появились после вступления в силу нового закона о торговле, на поставщиков, чтобы, не дай бог, не переложить их на покупателя, — заявил позднее генеральный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис.
Между тем, у менее развитых регионов было гораздо больше вопросов, чем они могли получить ответов. Представитель из Новгородской области сообщила корреспонденту "РБГ", что они пока лишь занимаются организацией ярмарок, все остальное для них "терра инкогнита". Сетевики же только начинают заходить к ним в область. В Хабаровском крае больше озабочены тем, как найти деньги на покрытие дефицита бюджета, не говоря уже о выделении средств на развитие торговли.
Многие регионы роптали, что прерогатива по ведению реестра хозяйствующих субъектов определена за федеральными органами, а фактически эту работу пытаются переложить на территории, у которых нет ни полномочий, ни механизмов, как это делать.
Обстановку "подогрело" выступление начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея Нижегородцева. Он был очень обеспокоен инициативами некоторых субъектов РФ, которые порой самовольничают: устанавливают дополнительные притязания в отношении торговых сетей, определяют для своей территории эксклюзивного поставщика, дают указания о первоочередных поставках.
Все это противоречит статье 15 закона о торговле. Именно на эту статью, где перечисляются все антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности начальник управления ФАС просил обратить особое внимание. "Она должна быть сигналом для регионов, — предупредил Тимофей Нижегородцев. — ФАС не допустит нарушения единого экономического пространства". Так, в настоящее время, по словам представителя ведомства, примерно 50% дел ФАС рассматривает именно в отношении местных органов власти.
Сами же ретейлеры считают, что им не просто навязывают определенных поставщиков, но и строят искусственные барьеры для проникновения на рынки других регионов. По их мнению, ставка только на "местных" неправомерна. Кроме того, по мнению Льва Хасиса, сетевики испытывают "массированное организационное давление в связи с изменением практик". Председатель совета директоров группы компаний "Виктория" Николай Власенко наглядно продемонстрировал собравшимся, как формировалась розничная цена товара Х до и после вступления закона о торговле. Отличие было лишь в структуре цены — после 1 февраля бонус уменьшился на 10%, однако общая стоимость товара компенсировалась добавочной скидкой в 5%. Таким образом, отрасль развивалась динамично и без нового закона.
После Экспертного совета мы встретились с Николаем Власенко, чтобы узнать, как относится крупный бизнес к государственному регулированию на торговом рынке.
— Почему вы считаете, что торговля прекрасно развивалась без стратегии и вступившего в силу с 1 февраля ФЗ о торговле?
— Потому что за последние 20 лет произошли кардинальные изменения в российской торговле, а именно исчез с полок дефицит потребительских товаров, появились современные торговые форматы и способы доставки товаров (распределительные центры, склады и т.д.). Кроме того, отрасль формирует до 20% российского ВВП, не получая ни копейки бюджетных средств, причем платит около 20% налогов. В торговле существуют тысячи конкурентных предприятий, где формируется современный российский менеджмент. Назовите другие российские отрасли, кроме доставшихся нам от Советского Союза нефтянки и "Газпрома", которые не просто конкурировали с иностранными компаниями, но и показывали устойчивый рост, не используя государственные деньги?
— Какими, на ваш взгляд, должны быть механизмы регулирования, которые до сих пор не определены?
— На мой взгляд, вообще нет необходимости в дополнительном регулировании, так как на сегодняшний день и до принятия закона торговлю регулировало более 600 нормативно-правовых актов. И любая дополнительная мера будет только увеличивать коррупцию и госиздержки.
— Какие могут появиться еще неожиданности для крупного бизнеса в рамках реализации закона и Стратегии развития торговли?
— Может возникнуть желание ограничить торговлю по времени, по дням работы, ограничить наценки на любые виды товара, ограничения по размерам магазинов, требования к квалификации персонала (который мы и так обучаем на наших учебных центрах, но может появиться требование обучать их в госучреждениях). Да и много еще чего, что в конечном итоге будет переложено на плечи потребителей.
Поэтому лучше те или иные новации пробовать на отдельных регионах, а уже потом тиражировать на всю страну. Зачем ставить эксперименты в рамках всего населения страны.