В уходящем году участники продовольственного рынка громко обсуждали очередные поправки к закону "О торговле", призванные ограничить аппетиты сетей и снизить взимаемые с производителей бонусы. Но в конечном итоге дискуссия стала всего лишь одним из аккордов в избирательной кампании Ирины Яровой, которой, в том числе благодаря резонансным законопроектам, удалось добиться поста вице-спикера в новом созыве Госдумы. Послесловие оказалось скромнее самой шумихи: принятые изменения не облегчили жизнь поставщиков и потребителей.
Еще задолго до очередных выборов в Госдуму осенью 2016 года ритейлеры вновь попали под пристальное внимание депутатов. Этому есть объяснение. Торговля и цены на продукты питания — благодатная тема для громких заявлений, дающих постояльцам Госдумы больше шансов задержаться в своих кабинетах на Охотном Ряду. Примерно так кратко можно описать пролог к карьерному взлету депутата Ирины Яровой, активно продвигавшей в команде других парламентариев — поборников интересов потребителей — новые поправки к закону "О торговле". Изменения подоспели к последним думским выборам, в результате госпожа Яровая снова прошла в парламент и даже заняла пост вице-спикера.
Эти поправки стали не менее резонансной темой, чем инициированный той же Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым "антитеррористический пакет", призванный установить тотальный контроль за телекоммуникационной сферой. Однако эффект выглядит как минимум спорным, а перспективы реализации до сих пор неясны. История с поправками к закону "О торговле" выглядит очень похоже.
Лоббируя изменения, законодатели заявляли, что необходимо умерить аппетиты ритейлеров, дерущих три шкуры со своих поставщиков. Дескать, это борьба неравных, которая в конце концов бьет по кошельку потребителей. Очередными поправками к закону Госдума ограничила размер взимаемых розничными сетями со своих поставщиков бонусов до 5%. Сюда же относится оплата всех логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке продовольствия и т. д. До этого размер ретробонуса за приобретение определенного количества товаров составлял максимум 10% от цены продукции. Причем величина других бонусов вообще не была регламентирована. То есть поборы с поставщиков должны уменьшиться минимум в два раза.
Но как показали первые месяцы обсуждения применения обновленного закона "О торговле", ритейлеры так и не потеряли своей силы, а поставщики не приобрели дополнительного влияния. Если раньше розница получала часть выручки от поставщика через различные рекламные, маркетинговые или ретровыплаты, то после их ограничения эти же деньги сети получат от потребителей, так как выпадающие доходы продавцы могут заложить в наценку. Но это совсем не значит, что средства, которые поставщик раньше отдавал ритейлеру, останутся у него в кармане: он их просто недополучит, так как примерно на такую же сумму ему придется сделать скидку сетям, чтобы товар оставался на полке хотя бы с прежним ценником. Выходит, что некоторые производители при таком раскладе будут зарабатывать даже меньше, чем раньше.
Тем временем тонкости обхода новых норм множатся и публикуются целыми списками. Вот, например, на одном из отраслевых сайтов ритейлеры делятся советами, как обойти уже принятые поправки и при этом не попасть на штрафы. Бывший топ-менеджер крупной сети, выступающий теперь в роли бизнес-консультанта, объясняет коллегам механизмы укрытия в договорах поставки премий, так чтобы комар носа не подточил. Разумеется, все это делается с согласия производителей, вынужденных принимать новую реальность ради доступа к полкам магазинов. Консультант резюмирует: "Данные поправки, как и планировалось, защищают интересы поставщиков и производителей, но, к счастью, не мешают работать".
Все эти баталии вокруг очередного апгрейда закона "О торговле" напоминают мне до боли знакомую ситуацию, когда девушка принимает приглашение молодого человека посмотреть у него дома кино. Чем кончится дело, она понимает еще до того, как узнает, что телевизор у принимающей стороны попросту отсутствует. То есть ритейлеры исходно осознавали уровень популизма законодательной инициативы, но не подавали вида. С другой стороны, тем же депутатам невыгодно, чтобы торговля, как одна из самых рентабельных отраслей экономики, оказалась на дне. Только в прошлом году продажи продовольствия, напитков и табака, исходя из данных Росстата, превысили 13 трлн руб. К тому же в некоторых городах, где нет крупных производств, торговые предприятия остаются крупнейшими работодателями.
Поэтому вряд ли чиновники и депутаты всерьез выйдут на борьбу с отраслевыми хитростями, которыми сети оплетают, смягчают, а то и сводят на нет новые нормы. Популистский цикл прошел, теперь главное — стабильность как минимум до следующих, президентских выборов 2018 года. Так что потрясений от года наступающего сектору ждать не стоит.