Президент и генеральный директор ОАО "Аптечная сеть 36,6" Джери Калмис рассказывает в интервью РИА Новости о работе компании с поставщиками, о приоритетных проектах "Аптечной сети 36,6" на текущий год и о ситуации на российском фармацевтическом рынке.

— Не так давно ваша компания подписала договор о прямых поставках с крупнейшим российским фармпроизводителем "Фармстандарт". Какой эффект от соглашения вы ожидаете для своего бизнеса? И какие у вас планы по дальнейшему развитию прямых отношений с производителями?

— Самое главное, что прямые отношения с производителями дают нам возможность снижать розничные цены. И это стратегический вопрос. Кроме того, такая форма сотрудничества делает планирование объемов поставок более эффективным, что, в конечном счете, помогает нам быть конкурентоспособными. На сегодняшний день мы работаем напрямую примерно с третью производителей, которые поставляют в нашу сеть свою продукцию. А в перспективе наша цель – работать напрямую со 100% производителей: как через прямые поставки товара, так и через  сотрудничество в области маркетинга, когда мы предоставляем производителям дополнительные возможности по продвижению их товаров в аптеках нашей сети.

Для нас очень важно изменить тенденцию, ведь с 1992 года весь аптечный бизнес в России полностью работает через систему дистрибьюторов. "36,6" вот уже несколько лет пытается изменить эту структуру работы, и могу сказать, что наконец-то, мы видим достаточно большой прогресс. И удорожание импорта во время кризиса ускорило развитие прямых отношений с производителями.

— Как сегодня производители идут на прямое сотрудничество с розничной сетью – легко, тяжело?

— Тяжело. За много лет они привыкли работать по устоявшейся схеме —  через дистрибьюторов, и не все готовы к новой форме сотрудничества. Но многие наши партнеры уже на практике оценили, что работать напрямую для них тоже выгоднее, так как они могут поставить в крупнейшую аптечную сеть в стране наиболее полный ассортимент своей продукции. Кроме того, имеют больше возможностей по контролю и планированию

— Как в целом у вас за последнее время изменились отношения с дистрибьюторами?

— Сегодня компания продолжает работать почти со всеми крупными дистрибуторами – мы признаем, что их система логистики  более эффективна, чем наша собственная. Однако, имея прямые контракты  с производителями, мы можем лучше контролировать цены дистрибьюторов и вести более сбалансированную ценовую политику. Сейчас мы имеем возможность видеть отпускные цены производителей и четко представлять, сколько товар будет стоить на полке, пройдя через нашу структуру. Это создает более здоровую конкурентную среду и влияет на снижение цены товаров, которые поставляются через дистрибьюторов.

— Каков размер задолженности вашей компании перед поставщиками на сегодняшний день?

— Согласно отчетности за 9 месяцев 2008 года кредиторская задолженность составляет 227 млн. долларов. В ближайшие время мы будем публиковать финансовую отчетность за год и вы увидите, что в этом направление наблюдается положительная динамика.
До кризиса все спокойно работали с условием оплаты 90-100 дней, а когда наступил кризис, очень многие испугались и сказали "давайте предоплату сейчас", кстати, чаще всего это связано с внутренними проблемами самих поставщиков.

Тем не менее, мы стараемся гасить задолженности, и делаем все для того, чтобы улучшить ситуацию. На прошлой неделе мы подписали соглашение с компанией "Аптека Холдинг" о возобновлении поставок и реструктуризации долга.

— У вашей компании на сегодняшний день имеются довольно большие долги перед дистрибьюторами. Повлиял ли этот фактор на то, что вы стали интенсивнее развивать отношения с производителями?

— Я скажу "нет". На принятие решения о развитии прямых отношения не повлияла задолженность, о которой пишут СМИ. Мы выходим на производителей, чтобы получить нормальный финансовый цикл. Например, есть продукт "х", который имеет товарооборот внутри наших аптек три месяца. Естественно, мы хотим получить условия отплаты, которые совпадает с тем, как быстро или как медленно продукт уходит с полки. Этого добиться непросто. Но мы постепенно оптимизируем систему поставок: когда я пришел в компанию, это было 1,5 года назад, в сети было очень много товарных позиций, по которым имелся годовой товарный запас.

— Какую сумму консолидированного долга компания должна погасить до конца этого года?

— Из 150 миллионов долларов общего долга, которые мы озвучили по итогам четвертого квартала, 125 миллионов долларов – это краткосрочные кредиты, которые мы должны погасить или рефинансировать в течение 2009 года. И только 25 миллионов долларов – это длинные долги.

— Кризис заставляет, пожалуй, всех ритейлеров решать проблему неликвидных, неэффективных точек продаж. Как вы оптимизируете аптечную сеть?

— Мы очень серьезно оптимизируем сеть: рассматриваем все наши объекты и с точки зрения количества клиентов, и прибыльности, а также ведем интенсивные переговоры с арендодателями по снижению арендных ставок. И если мы не можем найти баланс, то закрываем аптеки. В то же время, если мы увидим подходящие места в плане условий аренды и потока клиентов — мы будем открывать новые аптеки. В целом, думаю, 2009 год по сравнению с 2008 годом будет выглядеть так: мы закрываем больше аптек, чем открываем.

— Джерри, а какие у вашей компании основные планы работы на текущий год?

— Наши планы связаны с продолжением стратегии, которую мы запустили в начале 2008 года: переход от количественного роста сети к прибыльному росту. И связи с этим, мы фокусируем внимание на качестве существующей сети в основных для нас городах, таких как Москва, Екатеринбург, Ростов, Уфа, Нижний Новгород… именно на крупных городах. Как я уже говорил, мы активно работаем над снижением цен для конечных потребителей, и продолжаем развивать собственную торговую марку – в прошлом году увеличили ее долю в продажах до 6%, в этом намерены увеличить до 10%.

Кроме того, продолжаем оптимизировать работу внутри компании – запускаем Центр единого финансового обслуживания, который будет работать с финансовыми потоками всех юридических лиц, входящих в "Аптечную сеть 36,6". Там же будет формироваться вся финансовая отчетность группы. Центр находится в Воронеже, сейчас его коллектив состоит уже из более ста сотрудников.

Этот проект мы начали в 2007 году, а первые результаты его работы получили во второй половине прошлого года. И мы планируем, что к началу 2010  года, Центр будет обслуживать все подразделения группы.

— По вашим наблюдениям, как изменилась покупательская активность, предпочтения за последние месяцы?

— Еще с прошлого года мы видим падение числа ежедневных транзакций в каждой аптеке, ну и, конечно, ценовую инфляцию на рынке. Но ситуация в разных регионах различается. Например, Киров – один из наших лучших регионов в 2008 году. Здесь расположены 8 основных заводов, 5 из которых были закрыты из-за кризиса. Люди не получают зарплаты и, конечно, покупательская способность резко падает.

Да, покупатели стали заметно экономить на аптечном ассортименте, но по итогам первого квартала этого года в финансовом плане мы себя чувствуем гораздо лучше, чем в конце прошлого года. В основном, это связано с сокращением наших внутренних издержек.

— Усилилась ли в условиях кризиса, на Ваш взгляд конкуренция на розничном фармацевтическом рынке?

— Конкуренция в целом не усилилась, так как на фармацевтическом рынке она была сильной всегда, а самый бурный рост количества аптек пришелся на 2005-2007 года. В последнее же время рост не просто замедлился – мы видим, что многие из тех, кто открывал аптеки в то время, сейчас их закрывают… И сегодня "36,6" — самая большая в России аптечная сеть, и мы не видим у других крупных игроков стремления догонять нас. Единственное, из-за кризиса фармкомпании стали более рационально подходить к ведению бизнеса. Я считаю, что сейчас выживет тот, кто имеет и адекватные цены, и высокое качество.

— И все-таки, какие меры вы принимаете для того, чтобы поддержать спрос?

— Во-первых, в конце 2008 мы стали более активны в сфере маркетинга: провели сезонные акции зимой, весной, и планируем проводить новые в течение этого года. Используем рекламные возможности печатных  СМИ, билборды, радио, а также площади наших аптек… Во-вторых, структурируем ассортимент: сейчас наш ассортимент насчитывает семь тысяч наименований, и мы можем более четко фокусировать внимание именно на тех товаров, которые пользуются наибольшим спросом.

— Получается, что вы оптимизировали, то есть сократили ассортимент?

— Да. Если раньше, у нас по всем аптекам было где-то  25 тысяч наименований, то сегодня, как я уже сказал, это в среднем семь тысяч. Мы начали проводить оптимизацию ассортимента с конца прошлого года, закончили в первом квартале этого. В условиях кризисах мы более рационально стали подходить к ассортименту: мы установили, что три-четыре тысячи наименований должны быть в каждой аптеке – это обязательный минимум, а уже в крупных аптеках расширяем ассортимент. Но  в некоторых аптеках эта цифра еще выше семи тысяч.

— Продолжаете ли вы сокращать количество юридических лиц, находящихся в составе компании?

— Обязательно. Мы завершили наш пилотный проект реструктуризации  в Сибири, где объединили 15 юридических лица в одно — ООО "Аптека 36,6 Западная Сибирь". В апреле мы начали проводить реструктуризацию в трех регионах: на Южном Урале, Юге и в Поволжье — в результате слияния 45 компаний будут созданы всего три юридических лица. Сокращение количества "компаний" внутри группы – хотя небыстрый, но необходимый шаг для того, чтобы стать лидером в отрасли. С 2005 по 2007 года мы совершили 46 приобретений, и теперь каждую приобретенную структуру необходимо интегрировать – это работа будет продолжаться в 2009 и в 2011 годах. Кроме того, в конце  этого года – начале следующего будет создано одно юрлицо, которое объединит региональные оптовые склады.

— Когда планируете объединять юрлица в центральном регионе?

— Мы будем проводить реструктуризацию регион за регионом, по очереди. В центральном регионе – он самый большой – подготовительная работа начнется уже в 2010-ом и продлится в 2011 годах. Но уже до конца года будет сделан существенный прогресс — мы планируем довести количество розничных компаний  до 20. Для сравнения: раньше у нас было 80 операционных компаний – именно тех, которые имеют контракты с поставщиками. Это очень много: представьте, например мы подписали контракт с Pfizer и говорим: "Теперь вам надо подписать контакты еще с 80 компаниями".

— "Аптечная сеть 36,6" уже приняла решение о сроках проведения допэмиссии – увеличения уставного капитала в 10 раз?

— Пока не можем назвать сроки – они зависят от многих условий: от рыночной ситуации, от того, сколько денег мы сможем привлечь.

— А продолжает ли компания рассматривает возможность продажи пакета акций портфельному инвестору?

— Сейчас главное, чтобы компания привлекла необходимое финансирование для реализации стратегии роста прибыли. В прошлом году мы уже продали один из наших активом – Европейский медицинский центр, а также продали доли ПИФов – нашей недвижимости. Продажа пакета акций компании — это один из способов привлечения финансирования, поэтому мы рассматриваем и эту возможность.

— Есть ли уже конкретные планы насчет "Верофарма" – планируете ли продавать актив, когда?

— Говорить о конкретных планах сейчас сложно. "Верофарм" — очень ценная компания для нашей группы. Мы всегда рассматривали его как потенциальный актив, который может быть продан по стоимости  максимально выгодной для акционеров. Ничего не изменилось – мы продолжаем рассматривать "Верофарм" как один из лучших вариантов привлечения финансирования.

— "Аптечная сеть 36,6" в 2007 году начала развивать франчайзинговый проект — магазины детских игрушек "Центр раннего развития – ELC".  Какие по нему у компании дальнейшие планы: планируете развивать, закрывать?

— ELC — очень хороший проект, который сегодня насчитывает 9 магазинов, имеет собственную логистику и Интернет-магазин. Конечно, сейчас тенденции  развития этого проекта  зеркальны общим тенденциям розничного рынка. Но так как все наши магазины находятся в Москве, то ситуация в ELС даже лучше, чем в целом по компании. Причем, этот проект развивается самостоятельно, компания  уже генерирует хороший  розничный оборот. Мы планируем развивать его. И возможности для расширения  есть: арендные ставки падают, в том числе в торговых центрах, которые для модели ELC очень привлекательны. В будущем мы намерены открывать эти магазины  и в другие городах России. Я думаю, ELC будет большим хитом.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar