«Благодаря» рецессии и электронной торговле многие европейцы смогли преодолеть психологический барьер перед приобретением в подарок товаров, бывших в употреблении.
Покупать что-то бывшее в употреблении в подарок на Рождество было не принято. Но теперь отношение потребителей к подержанным сувенирам, книгам, дискам и прочему постепенно меняется — «благодаря» рецессии и распространению электронной торговли, пишет The Wall Street Journal. Для обозначения бывших в употреблении вещей появились даже новые эвфемизмы «pre-owned», «formerly loved», подчеркивающие, что это чья-то бывшая любимая вещь.
«За последние два года мы перешли этот психологический порог, — говорит в интервью The Wall Street Journal Марк Лоливье (Marc Lolivier), замдиректора французской федерации электронной и дистанционной торговли. — Раньше так поступать было стыдно, сегодня найти выгодный подарок — это повод для гордости».
Благодаря сайтам eBay и Amazon, на которых представлено большое разнообразие б/у товаров, эта практика стала общепринятой. В Европе сайт электронной торговли PriceMinister.com продает во Франции, Великобритании и Испании как новые товары, так и секонд-хенд.
Во Франции изменение отношения к б/у подаркам особенно заметно, — говорит исполнительный директор PriceMinister Пьер Костюшко-Моризе (Pierre Kosciusko-Morizet). Раньше французы предпочитали покупать на сайте в подарок на Рождество новые вещи. В этом году предпочтения разделились примерно поровну.
Благодаря спросу на книги и одежду секонд-хенд совокупные продажи PriceMinister в ноябре выросли на 25% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. «Французы стали проще относиться к приобретению подобных подарков», — говорит Костюшко-Моризе.
Корни этой тенденции в Европе, где рождественские праздники не такие коммерциализированные, как в США, комментирует The Wall Street Journal. Каждый второй француз на это Рождество уже приобрел подарок секонд-хенд или рассматривал такую возможность, свидетельствуют данные опроса Ipsos с участием 1000 респондентов.
В США тоже иногда дарят что-то бывшее в употреблении, но, по словам директора по консалтингу Verdict Research Нила Сондерса, это по-прежнему в основном европейская тенденция. В США все еще есть некоторые психологические ограничения, это более ориентированный на потребителя рынок, чем Европа.
Не все подарки, приобретаемые вторично, одинаковы. Дарить антиквариат, винтажную одежду и исторические книги вполне оправданно в связи с их уникальностью. Но нельзя сказать то же о бывших в использовании DVD, видеоиграх и гаджетах. Многие все еще очень сомневаются насчет б/у подарков, полагая, что это дешево и не очень элегантно. Даже если приходится сократить расходы, они считают, что лучше потратить чуть больше времени и найти что-то новое и ценное.