В 1994-м в центре Москвы открываются супермаркеты «Седьмой континент» — первая продуктовая розничная сеть в стране. Задуманная как премиальная, компания задаёт тон всему ритейлу девяностых, неплохо ощущает себя в двухтысячные — но со сменой собственника в итоге перестаёт развиваться и тонет после 23 лет работы.

В День космонавтики, 12 апреля 1994-го, на Ленинском проспекте Москвы открывается новый супермаркет — «Седьмой континент». «Коммерсантъ» называет его «экологически чистой зоной» — ведь, по словам директора, все товары в нём «снабжены сертификатами качества и проходят специальную проверку на экологическую чистоту». На деле здесь всё те же импортные продукты из Европы, Австралии и США по более-менее нормальным ценам, по крайней мере, дешевле, чем в «Калинке» и Julius Meinl.

«Седьмой континент» запускает выходец из фирмы «Олби-Дипломат» Владимир Груздев. Он приходит в «Олби» в 1993-м после армии, быстро делает карьеру в подразделении одежды, но конфликт с одним из топов ставит на перспективах крест. Груздев покидает компанию и уносит с собой бесценный опыт розничной торговли на российском рынке. Вскоре бизнесмен находит соучредителей и деньги (часть финансов обеспечивают связи партнёра — Александра Мамута), налаживает прямые поставки из-за рубежа, открывает первый магазин и включает в работу старые знакомства: держатели карт «Олби» автоматически получают 10-процентную скидку в новой сети.

Быстро богатеющей Москве новинка заходит, в том же году открываются ещё два магазина — на улицах Миклухо-Маклая и Большая Лубянка. Груздев строит первую в стране продуктовую сеть и в отсутствие конкурентов отхватывает самые жирные локации — чего только стоит магазин на углу Арбата и Садового кольца. Впрочем, уже после кризиса 1998-го премиальному «Седьмому континенту» приходится перестраиваться поближе к реальности. Ассортимент становится шире, цены чуть ниже, а структура компании меняется: из неё выводят подразделение, владеющее недвижимостью — после банкротства сети именно оно будет кормить нового владельца Александра Занадворова.

Экс-банкир Занадворов появляется в соучредителях «Седьмого континента» в начале 2000-х. К тому моменту в сети — два десятка магазинов, а большинство первых соучредителей уже отвалились. С банковским бизнесом Занадворов заканчивает после международного скандала об отмывании денег, в котором оказывается замешан его Собинбанк. Ритейл — новый способ заработать: к 2005-му бизнесмен уже владеет половиной «Седьмого континента» (вторая половина — у основателя Груздева), а сама сеть проводит IPO и привлекает 80 миллионов долларов на развитие. Параллельно появляется ещё одна компания — «Модный континент», в которой Груздев планирует заниматься фэшн-ритейлом; её он замыкает на себя.

К концу 2000-х Владимир Груздев, давно имеющий амбиции в политике, решает продать свою долю в «Седьмом континенте» — так Занадворов становится единоличным владельцем сети. Вплоть до 2014-го компания стабильна: на фоне грязноватых эконом-сетей она выглядит приличнее, на фоне дорогущих премиальных — дешевле, и в Москве для неё хватает покупателей. В регионы «Седьмой континент» так толком и не выйдет. Но очередной кризис оказывается фатальным: основная аудитория резко ужимает расходы, а снизу ощутимо поддавливают быстрорастущие «Пятёрочка» и «Магнит». «Полупремиальность» сети Занадворова становится уязвимостью: показатели стагнируют, и в 2016-м «Седьмой континент» начинают «оптимизировать». Процесс приводит к краху: к концу 2017-го все 156 магазинов закрываются, а локации уходят конкурентам.

У Занадворова останутся порядка 400 тысяч квадратных метров коммерческих площадей — неплохая заначка на будущее. Основатель сети Груздев несколько лет поработает губернатором Тульской области, а после отставки возглавит Ассоциацию юристов России. «Модный континент» вместе с самым известным брендом — Incity — так и останется в руках его семьи.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.

Оформить предзаказ книги.