С 1 июня из‑за ужесточения алкогольного закона с полок магазинов могут исчезнуть средства для мытья посуды, кремы и влажные салфетки. Производителей ждут потери в миллиарды рублей, сети убирают товары из ассортимента.
Лишний процент
1 июня вступают в силу поправки в закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя — они снижают порог содержания спирта в продукции, для производства и продажи которой надо получать лицензию. Сейчас этот порог — 1,5%, будет — 0,5%.
Для участников рынка это означает, что они должны получить лицензию Росалкогольрегулирования на производство и продажу и установить систему учета (ЕГАИС, см. врез). Но главное, непонятно, что делать с уже произведенной продукцией с содержанием спирта 0,5–1,5% — можно ее продавать или нельзя. Под действие закона могут попасть жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья, средства для мытья посуды, чистящие средства, освежители воздуха всех видов, клеи, вакса и крем для обуви, полироли, репелленты и даже влажные салфетки. Большая часть — бытовая химия, но есть, например, и дезодоранты, которые производят косметические фирмы.
Об этом говорится в письме Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ, входят крупнейшие транснациональные компании, включая Procter & Gamble, Henkel и Kimberly Clark) вице-премьеру Александру Хлопонину, который курирует в правительстве алкогольную отрасль (письмо направлено 14 мая, копия есть у РБК).
АППИК БХ просит отложить вступление в силу поправок и дать официальные разъяснения по поводу оборота продукции, произведенной или импортированной до 1 июня 2015 года. В ассоциации подтвердили подлинность письма и "диалог с профильными госорганами", но более подробный комментарий предоставить не смогли.
"До вступления в силу изменений, утвержденных Федеральным законом 490‑ФЗ, осталось менее трех недель. Однако до сих пор остается неясным, будет ли возможна продажа произведенной (импортированной) продукции, которая произведена (импортирована) до 01.06.2015. В связи со значительным объемом такой продукции (несколько десятков наименований, стоимость измеряется миллиардами рублей) в Ассоциацию поступают многочисленные запросы от производителей (импортеров), торговых компаний и других участников рынка", — говорится в документе.
Представитель Хлопонина сказала РБК, что вице-премьер знает об опасениях производителей косметики и бытовой химии: "До вступления в силу этих положений Росалкогольрегулирование (РАР) должно подготовить конкретный перечень товаров, которые будут выведены из‑под регулирования". Пресс-служба РАР подтвердила РБК, что готовит правительственное постановление, которое выводит из‑под действия закона спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием спирта от 0,5% до 1,5% — например, тушь, помаду, крем или жидкость для мытья посуды, проект уже размещен для общественного обсуждения. Речь идет об обороте, уточнил представитель РАР, а производство регулирует распоряжение правительства №898‑Р, и в него тоже "возможно внесение изменений".
ЕГАИС для салфеток
Какой доли продукции коснутся изменения — понять сложно, ведь речь идет об очень тонкой грани 0,5 и 1,5% содержания спирта, говорит председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Татьяна Пучкова. На многих этикетках сейчас содержание спирта указано как "не более" или "до" 1%. Даже у самих компаний не всегда есть статистика, сколько продуктов содержат спирт в доле 0,5–1,5%, говорит Пучкова.
Представитель одной из крупных компаний-производителей оценил общий оборот косметики и бытовой химии с содержанием спирта от 0,5 до 1,5% в России в $200–250 млн.
Потери отрасли от поправок Пучкова оценивает в 2,5 млн руб. на одну компанию. "Это расходы только на покупку производителями лицензии за 800 тыс. руб. и на установку ЕГАИС", — уточняет она. Стоимость ЕГАИС зависит от количества счетчиков, производственных линий и объема производства, но единоразовое вложение можно оценить в сумму порядка 1 млн руб., говорит директор Центра исследования рынков алкоголя Вадим Дробиз, плюс ежемесячная плата за обслуживание — от 30 до 50 тыс. руб.
По оценке одной из крупнейших компаний-производителей бытовой химии и косметики, потери только в одной товарной категории — жидких средств для стирки — составят более 1,35 млрд руб.: товарооборот импортной продукции (более 1,3 млрд руб.), плюс изменение формулы (5,6 млн руб.), замена оборудования (34 млн руб.), изменение этикеток (1,4 млн руб.), утилизация этикеток (9 млн руб.).
По данным Euromonitor International, объем российского рынка бытовой химии и товаров для дома составлял в 2014 году 188,5 млрд руб., рынок косметики и товаров по уходу за собой — 460,5 млрд руб., предметов личной гигиены — 169,7 млрд руб.
Крупнейшие производители бытовой химии — Procter & Gamble (28,2% рынка в денежном выражении), Henkel (16,3%) и "Нэфис Косметикс" (8%). В пресс-службе Henkel на вопрос о том, как компания будет работать после вступления в силу поправок, ответили, что Henkel выполняет все требования законодательства. Procter & Gamble и "Нэфис" не ответили на запрос РБК.
Что делать
Сети уже предупредили контрагентов о начале новой жизни. "Все поставщики, продукцию которых могут затронуть поправки, уже проинформированы и приняли меры по замене ассортимента. Поправки касаются лишь нескольких позиций, влияние на общий ассортимент данной категории товаров незначительно. Также в гипермаркетах будет проведена ротация товара, чтобы к 1 июня данной продукции на полках не было", — рассказала РБК директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова. X5 ведет консультации с поставщиками о продукции с содержанием алкоголя более 0,5%, которая подпадает под действие поправок, и готовятся к выполнению закона с 1 июня, сообщил представитель Х5 Олег Полетаев.
То же самое делают и производители, рассказывает Пучкова из РПКА: они начинают менять ассортимент, пересматривают рецептуру или готовятся к покупке лицензии. Большая часть производителей бытовой химии и косметики могут изменить формулы товаров, чтобы исключить из нее этиловый спирт вообще, но это займет несколько месяцев, в течение которых товаров просто не будет на полках магазинов, говорит представитель крупного производителя косметики, товаров бытовой химии и гигиены.
Однако есть игроки, которые подготовились к проблемам заранее.
Директор Oriflame по корпоративным вопросам в России и СНГ Сергей Большаков рассказал РБК, что сразу после того, как несколько лет назад началась история с ужесточением регулирования алкогольного рынка, Oriflame вывела из состава кремов и другой косметики этиловый спирт: "Хотя мы считаем, что это бессмысленное ужесточение, и за пределами России используем этот ингредиент — он массово применяется в шампунях, зубной пасте и кремах, и во многих продуктах его содержание как раз составляет около 1%".
Такая же ситуация и в компании Amway: "Мы пошли на определенные издержки, чтобы обеспечить соответствие нашей продукции требованиям законодательства, изменив состав некоторых товаров. Сегодня вся наша продукция соответствует требованиям закона, и мы не планируем изымать что‑либо из продажи", — сказала РБК директор по внешнекорпоративным связям Amway Анна Сошинская.