Как стало известно Ъ, брэнд «Гжелка» вновь стал причиной скандала на алкогольном рынке. Руководство дистрибьютерской компании «Алко-Балт» подало в суд на оперативников управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) ГУВД Санкт-Петербурга. Истец утверждает, что в ходе декабрьской проверки УБЭП незаконно изъял со склада фирмы более 600 тыс. бутылок «Гжелки», название которой не могут поделить ЛВЗ «Ливиз» и ТПГ «Кристалл». Аналитики считают, что, если конфликт вокруг известного брэнда не прекратится, на нем можно будет поставить крест — дистрибьютеры могут отказаться от продажи любой «Гжелки», кем бы она ни была произведена.

В декабре прошлого года, когда объем продаж водки в городе вырос с 400 тыс. до 700 тыс. дал в течение месяца, сотрудники УБЭПа предъявили руководству компании «Алко-Балт» (официальный дистрибьютер ОАО «ТПГ 'Кристалл'») предписание на проверку документации и забор проб водки «Гжелка». Причиной проверки стало ноябрьское обращение генерального директора ООО «Гжелка» («дочка» ЛВЗ «Ливиз») Юрия Локтионова с просьбой принять меры по предотвращению реализации кристалловской «Гжелки» на территории Петербурга, которая, по его мнению, является контрафактной. Вчера господин Локтионов подтвердил Ъ, что обращался в органы милиции с такой просьбой. Оперативники не стали проверять финансово-хозяйственную документацию, а сразу же направились на склад. «Представители милиции взломали акцизный склад и объявили о конфискации всей 'Гжелки', которая там находилась, то есть около 600 тыс. бутылок», — рассказал Ъ генеральный директор ООО «Алко-Балт» Николай Царев. По его словам, всего сотрудники милиции вывезли с территории склада 30 фур «Гжелки» и 49 фур алкогольной продукции других марок (из них 48 фур впоследствии были возвращены компании).

«При этом никто не представил понятых, не выдал никаких документов — ни акта об изъятии товара, ни протокола осмотра», — говорит юрисконсульт «Алко-Балта» Тимур Гибизов. По предварительным оценкам, ущерб от действий оперативников, которые фактически остановили работу фирмы на две недели, составил более 10 млн рублей. Руководство фирмы обратилось с жалобами в городскую прокуратуру и ГУВД, к заместителю генерального прокурора по СЗФО Ивану Кондрату и министру МВД РФ Рашиду Нургалиеву, в УФСБ Петербурга и Ленинградской области, а также в Невский суд. По словам юрисконсульта, ответов из официальных органов пока не последовало, а рассмотрение заявления в Невском суде должно начаться в пятницу. Вице-президент ОАО «ТПГ 'Кристалл'» Дмитрий Раутбарт заявил, что производитель знает о произошедшем и оказывает юридическую поддержку своему дистрибьютеру. В пресс-службе ГУВД пока не комментируют ситуацию.

Сегодня в стране реализуется около 300 тыс. дал в месяц «Гжелки» производства двух предприятий — ТПГ «Кристалл» и ЛВЗ «Ливиз». За брэнд «Гжелка» заводы борются уже несколько лет. В 1993 году торговый знак был зарегистрирован московским ЛВЗ «Кристалл». А в конце 2003 года владелец ЛВЗ «Ливиз» Александр Сабадаш, купив одноименное ООО, которому принадлежат авторские права на изображение птицы Гжель, начал борьбу за «Гжелку». После ряда судебных процессов и решений Роспатента представителям господина Сабадаша удалось доказать свои права на большинство товарных знаков, связанных с Гжелью, и в мае этого года «Ливиз» сам начал разливать «Гжелку». Одновременно партии кристалловской «Гжелки» стали изыматься из продажи. По данным Ъ, московские дистрибьютеры «кристалловской» «Гжелки» сейчас судятся с правоохранительными органами по этому поводу в Арбитражном суде. На Северо-Западе — иск «Алко-Балта» стал первым, но не исключено, что вскоре к нему присоединятся и дистрибьютеры из других регионов.

Управленцы «Ливиза» уверены, что им удалось собрать все козыри в своей игре против «Кристалла». Но «Кристалл», который не согласен с исходом тяжбы, не собирается сворачивать производство. Аналитики отмечают, что в конечном итоге, если моквичи по-прежнему будут выпускать «Гжелку», а «Ливиз» — изымать ее из продажи, скандал может обернуться против самой марки. «Сложность при реализации спорной марки в том, что не известно, чья из сторон выиграет очередной раунд судебных разбирательств. Неудивительно, если дистрибьютерские и розничные компании начнут отказываться от реализации водки «Гжелка» любого производителя», — констатирует Светлана Труханович, финансовый аналитик компании «АВК-Аналитика». Так, сеть магазинов Metro C&C уже объявила о выводе этой марки из своей ассортиментной матрицы. Источник Ъ в «Алко-Балте» сообщил, что после произошедших неприятностей в самый пик продаж компания может отказаться работать со спорным брэндом.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar