На заседании областного комитета по поддержке инвестиций, которое во вторник проводил первый вице-премьер Александр Гусев, финансовый директор «Финиста» Оксана Дегтярева сообщила, что на долю продукции мыловаренного завода приходится порядка 10% от общего объема реализации моющих средств в регионе. «Необходима координация переговорного процесса между ООО „Финист“ и представителями торговых сетей», – процитировала госпожу Дегтяреву пресс-служба облправительства. Возможные объемы продаж «Финиста» в Воронежской области госпожа Дегтярева оценила в 500 т в месяц. Комитет по поддержке инвестиций поручил департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка области рассмотреть возможности поддержки ООО «Финист» в реализации его продукции на территории региона, «учитывая значимость данного предприятия для Хохольского района». Вчера в облправительстве отказались уточнять, какую конкретно помощь в работе на рынках сбыта планируют оказывать «Финисту».
Как заявила вчера „Ъ“ сама Оксана Дегтярева, «Финист» обратился к властям с просьбой оказать ему поддержку прежде всего в проведении «презентационных мероприятий». «Может быть, с помощью облправительства удастся пригласить представителей сетевого ритейла, которые работают в регионе, и мы сможем рассказать им об истории предприятия, ассортименте и качестве нашей продукции», – пояснила госпожа Дегтярева. По ее оценке, на воронежском рынке реализуется порядка 1 тыс. т мыла в месяц. На долю «Финиста» приходится всего порядка 120 т в месяц. Во многих сетях, таких как X5 Retail Group («Карусель», «Перекресток»), «Линия», «Магнит», «Висант-торг» («Пятерочка»), по словам госпожи Дегтяревой, продукция «Финиста» вообще не представлена. «Если посмотреть на ту продукцию, которая представлена на полках воронежских сетевых магазинов, это в основном бренды крупных транснациональных корпораций. Понятно, что сетевым компаниям выгоднее продавать продукцию, которая поддерживается обширной рекламой. Мы пока не имеем возможности активно инвестировать в продвижение своего товара», – говорит Оксана Дегтярева. По ее словам, ограниченные рынки сбыта мешают предприятию в развитии. «Проектная мощность завода составляет 3,5 тыс. т в месяц. Но сейчас мы выпускаем только 1,2 тыс. т. Объем реализации в денежном выражении – порядка 40 млн рублей в месяц», – уточнила госпожа Дегтярева.
Заместитель руководителя воронежского УФАС Виталий Попов отметил, что если предприятие обращается к властям с просьбой оказать содействие отрасли в целом – это не противоречит антимонопольному законодательству. «А если просьба за конкретную фирму – то здесь уже могут возникать вопросы. За отдельную компанию, в частности, можно просить в целях сохранения обороноспособности государства. Если же речь идет об обычной конкурентной среде, то в помощи предприятию могут быть признаки согласованных действий органов власти и хозсубъекта», – отметил господин Попов, добавив, что любая господдержка предприятиям оказывается с обязательным уведомлением антимонопольного органа.
Директор воронежской сети «Центрторг» Сергей Кастрюлев рассказал, что работает с «Финистом» через дистрибуторов: «Продаем порядка восьми позиций их продукции. С апреля по сентябрь продали мыла производства „Финиста“ всего лишь на 70 тыс. рублей». «Обратиться за помощью к властям – это неплохой ход. К слову, многие воронежские производители жалуются, что их продукция не пользуется спросом у сетей. Для нас мыло – далеко не ключевая позиция, и, если необходимо для оздоровления местного производства, мы пойдем на более активное сотрудничество с „Финистом“», – отметил господин Кастрюлев. «Прежде чем обращаться с какими-либо просьбами к облправительству, компании следовало самостоятельно попытаться провести переговоры с торговыми сетями, – считает управляющая сетью магазинов „Пятерочка“ ЗАО „Висант-торг“ Ирена Лунева. – Не припомню, чтобы за последние года три я хотя бы раз общалась с „Финистом“. Мне незнакома их продукция, я не знаю, насколько она конкурентоспособна и может ли предприятие гарантировать стабильность поставок».
«Объем продаж продукции „Финиста“ от поддержки со стороны областных властей вряд ли существенно увеличится, поскольку он обусловлен объективными причинами, – считает заместитель гендиректора ООО „Инвестиционная палата“ (Воронеж) Алексей Петров. – От того, что на прилавках появится больше их мыла, воронежцы не начнут покупать его намного активнее. А если продукция будет плохо сбываться, магазины в дальнейшем не станут принимать ее к реализации».
Напомним, что воронежские власти не в первый раз публично поддерживают местных производителей. В 2008 году прежний губернатор Владимир Кулаков потребовал от торговых сетей наладить активное сотрудничество с ООО «Лиско Бройлер», единственным в регионе крупным производителем мяса птицы. «Задача проста, как палка. В регионе должно реализовываться около 180 т продукции „Лиско Бройлера“ в сутки», – сказал тогда господин Кулаков, добавив, что к ритейлерам, которые проигнорируют требования, будут применены жесткие санкции. Такое заявление губернатора многие сети в тот момент расценили как проявление «регионального сепаратизма».