Вчера состоялось первичное размещение акций пятого по величине российского фармпроизводителя ОАО «Верофарм». 

Акционеры компании — ИК «Тройка Диалог» и аптечная сеть «36,6»— продали 49,99% акций «Верофарма» за $140 млн. 

Капитализация «Верофарма» составила почти $280 млн при выручке в 2005 году $78 млн. 

О том, что аптечная сеть «36,6» намерена провести IPO «Верофарма», стало известно в начале декабря 2005 года, когда сеть продала 19,99% акций компании «Тройка Диалог». Для этого в начале 2006 года «Верофарм» было реорганизовано из ЗАО в ОАО. 

В декабре прошлого года аналитики оценивали 100% акций «Верофарма» в $150 млн, что значительно меньше международных оценок аналогичных производств. Например, консалтинговая компания Natexis Bleichroeder оценивает дженериковые предприятия, умножая EBITDA на коэффициент 10,2. Исходя из этой методики стоимость 100% акций «Верофарма» с EBITDA в $23 млн составляет примерно $240 млн. 

Однако аналитики сомневались, что «Верофарм» получит такой коэффициент: по результатам двух других сделок по продаже крупных отечественных фармацевтических предприятий — «Нижфарма» и «Акрихина» — он равнялся 6,8 и 7,1 соответственно. 

Однако рынок оценил «Верофарм» выше самых оптимистичных прогнозов. Вчера «36,6» объявила о закрытии книги заявок на покупку акций «Верофарма» в РТС. Инвесторы готовы выкупить 49,99% из 10 млн акций «Верофарма» по $28 за акцию. 

«Тройка Диалог» (которая также выступила лид-менеджером размещения) продаст свой пакет полностью, «36,6» — 30% акций. Таким образом, партнеры выручат $140 млн, а коэффициент EV / EBITDA приблизится к 12. Источник, близкий к «Верофарму», уточнил, что спрос на акции компании превысил предложение практически в три раза. «„Верофарм” продемонстрировал способность улучшать свою маржу, увеличивая рост продаж»,— отметил гендиректор «Верофарма» Антон Парканский. 

Из российских фармпроизводителей на бирже торгуются только четыре: «Акрихин», «Биохимик», «Красфарма» и «Уфавита». По данным брокерской компании Rye, Man & Gor Securities (RMGS), в 2005 году показатель EV / EBITDA «Акрихина» составил 3,7, «Красфармы» — 5,1, «Уфавиты»— 6,5 и лишь у «Биохимика» — 12,5. Аналитик RMGS Олег Судаков считает, что в преддверии IPO «Верофарма» стоимость «Акрихина» выросла на 31%, «Биохимика» — на 216%, «Красфармы» — на 375%. Судаков уверен, что российский фармрынок находитсяниже справедливой оценки и в ближайшее время сравняется с коэффициентами восточноевропейских и азиатских компаний, для которых среднее значение EV / EBITDA составляет 14,1. «Показатель EV / EBITDA „Верофарма” приблизился к сектору FMCG: для „Вимм-Билль-Данна” он составляет 12, „Лебедянского” — 12,2, „Балтики” — 13,6, „Калины” — 10,9»,— констатирует Судаков. «Мощности приведены к международным стандартам GMP, компания, единственная среди российских, использует отчетность МСФО и для иностранных инвесторов была куда прозрачнее, чем остальные»,— объясняет успех размещения Олег Судаков из RMGS. 

«Верофарм» растет хорошими темпами (плюс 33% в 2005 году), а рентабельность по EBITDA составляет более 30%, информирует аналитик Альфа-банка Елена Бороденко. Однако она уверена, что рынок переоценил «Верофарм»: «Показатели международных компаний ниже: например, у Pfizer коэффициент EV / EBITDA равен 8». Гендиректор DSM Group Александр Кузин считает, что размещение «Верофарма» подтолкнет к IPO и другие фармкомпании, например «Отечественные лекарства» и «Фармстандарт». 

«36,6» планирует потратить средства, вырученные от размещения «Верофарма» (около $84 млн.— «Бизнес»), на развитие сети, говорят в компании. Кузин полагает, что за $84 млн сеть сможет купить примерно 300 аптек. Однако, как сообщил один из участников рынка, владельцы «36,6» планируют создать иную розничную сеть. 

«Скорее всего, она будет торговать товарами для детей»,— уточнил источник. Гендиректор «36,6» Артем Бектемиров отказался от подробных комментариев, отметив лишь, что «подобные соображения есть». 


Отправить ответ

Уведомлять о
avatar