Лидеры российского рынка спортивных товаров замедляют темпы экспансии. Как стало известно Retailer.RU, "Спортмастер" в 2015 г. планирует открыть в России порядка 35 точек против 70 в этом году. Adidas замедлит развитие уже в этом году, открыв лишь 80 новых магазинов против более чем 200 в 2013-м. Аналогичные темпы развития сохранятся и в 2015 г. При этом может быть закрыта и часть действующих точек.
Снижение эффективности
К интенсивному, а не экстенсивному развитию ритейлеров подталкивают и ситуация на рынке в целом, и результаты их собственной деятельности. По итогам прошлого года лидеры демонстрируют ухудшение рентабельности на всех уровнях — валовой, по EBITDA и чистой. Так, ухудшение условий работы с поставщиками — в силу ослабевания курса рубля, начавшегося во второй половине 2013 г., привело, по расчетам ИД Retailer, основанным на данных системы "БИР-Аналитик", к сокращению в 2013 г. валовой рентабельности у "Спортмастера" на 1,4 п.п., до 53,1%, у Decathlon — на 2,5 п.п., до 43,7%. Российское подразделение Adidas стало исключением: валовая рентабельность увеличилась в 2013 г. на 3,7 п.п., до 66,7%. "Adidas является вертикально-интегрированной компанией, и увеличение маржи в одном звене цепочки еще не свидетельствует о той же динамике в другом звене цепочки", — говорит аналитик Газпромбанка по потребительскому сектору и торговле Виталий Баикин.
Растут коммерческие расходы, в том числе на аренду: так, рентабельность по EBITDA у "Спортмастера" в 2013 г. сократилась на 4 п.п., до 9,6%, у Adidas — на 5 п.п., до 11%, у Decathlon показатель сократился в 2,1 раза, до 5,1%.
В итоге чистая рентабельность у "Спортмастера" упала на 3 п.п., до 6,4%, у Adidas — на 3,9 п.п., до 9,7%. У компании Decathlon, со значительным отрывом замыкающей тройку лидеров (выручка в 2013 г. — 7,6 млрд руб.), рентабельность сократилась наиболее значительно — в 2,3 раза, до 6,1%. Одной из основных причин падения прибыльности является сокращение темпов роста выручки (у "Спортмастера" — 19% в 2013 г. против 30% в 2012-м, у Adidas — всего 3% против 26,4% соответственно): часть издержек остаются неизменными и оказывают давление на маржу, подчеркивает Виталий Баикин.
Олимпиада — не панацея
По оценке коммерческого директора Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян, в 2013 г. рынок спортивных товаров вырос в денежном выражении лишь на 3,6%. Сокращение темпов роста происходит вследствие снижения реальных доходов населения, подчеркивает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
Даже Олимпиада 2014 г. не стала панацеей. Так, по словам директора департамента недвижимости ГК "Спортмастер" Николая Юськива, во время Олимпийских игр продажи магазинов в Сочи, Адлере и других ближайших к месту проведения игр городах выросли на 50−60%, но в целом по сети рост сопоставимых продаж в этом году не превысит показатель прошлого года. "Ослабевание курса рубля продолжит негативно влиять на рентабельность бизнеса", — добавил топ-менеджер.
В этих условиях компания и решила сократить темпы экспансии, сосредоточившись на повышении эффективности действующих точек. По словам Николая Юськива, основные усилия будут лежать в области ассортимента и сервисов. Ранее топ-менеджер сообщал, что в крупных городах компания намерена расширять формат "Спортмастер Pro" — c увеличенной долей товаров для профессиональных спортсменов, а также дополнительными услугами в виде консультаций эксперта и настройки инвентаря.
Кроме того, лидер видит источники роста в новых рынках. Так, в 2014 г. "Спортмастер" вышел в Китай, где открыто восемь точек и до конца года появятся еще две. Интерес для развития, по словам Николая Юськива, также представляют Белоруссия и Казахстан.
В Adidas резкое замедление темпов развития объясняют теми же "падением рубля и потребительскими рисками". Впрочем, снижение эффективности бизнеса происходит на глобальном уровне: в частности, поэтому вместо открытия новых точек на развивающихся рынках компания решила вкладывать средства в маркетинговое продвижение в Северной Америке и Западной Европе.
Хотя замедление экспансии может привести к сокращению лидерами их долей рынка, закрытие неэффективных точек позволит им улучшить рентабельность, подчеркивает Ануш Гаспарян.
Ускорение догоняющих и новые игроки
Пока лидеры задумываются о повышении эффективности в условиях стагнации, догоняющие и новички думают о расширении присутствия.
Так, французская сеть Decathlon в 2013 г. выросла в России с 12 до 16 объектов и увеличила выручку на 32,5%. В этом году открыто два магазина, до конца года появится еще один. Ритейлер находится в активном поиске новых площадок, рассматривая как аренду, так и участки под строительство. В этом году компания приобрела участок в Уфе, присматривается к рынку недвижимости Волгограда, Перми и Красноярска.
"Учитывая формат — гипермаркет площадью 4 000−8 000 кв. м, география развития сети, по всей видимости, будет ограничена городами-миллионниками, в которых рынок уже насыщен и конкуренция сильна", — отмечает Ануш Гаспарян. Между тем, "Спортмастер", развивающий два основных формата — гипермаркет (4 000 кв. м) и супермаркет (2 000 кв. м), — может выходить и в небольшие города.
Замедление экспансии со стороны лидеров на руку и Inventive Retail Group: в дополнение к сети Nike, которую ритейлер развивает по франчайзингу, в этом году запущен проект под собственным брендом Street Beat. В магазинах площадью 150−200 кв. м представлены lifestyle-бренды "с сильным спортивным наследием" — Nike, Adidas, Converse и т. д. К концу 2016 г. ритейлер планирует открыть от 30 до 50 точек. По словам генерального директора компании Тихона Смыкова, успех новому проекту должен обеспечить тот факт, что "сейчас на российском рынке практически нет крупных сетевых проектов, где покупатель мог бы выбрать лучшее из всего, что есть на рынке".