Поставщики приправ подсчитывают прибыль.

В феврале в Санкт-Петербурге было продано более 10 тыс. тонн соли, что превышает ежемесячные объемы продаж в два раза. Явление, уже получившее название «соляной истерии», привело к заметному росту цен. Стоимость килограммовой пачки в рознице выросла в два раза и достигла 15 рублей за килограмм, что позволило оптовым и розничным продавцам соли увеличить свою февральскую выручку на петербургском рынке примерно на 20 млн рублей. Эксперты рынка прогнозируют, что ажиотаж продлится еще 10 дней, а гиперактивность возбужденных дефицитом соли покупателей может привести к росту спроса на такие товары, как сахар и спички.

По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ) Смольного, потребление соли в Санкт-Петербурге, включая предприятия пищевой, перерабатывающей и химической промышленности, составляет примерно 60 тыс. тонн в год, соответственно, в месяц потребляется 5 тыс. тонн соли. При этом пищевая промышленность потребляет около 1,2-1,3 тыс. тонн соли ежемесячно. В августе потребление пищевой соли традиционно возрастает, что связано с началом сезона домашних заготовок, и достигает примерно 1,4-1,5 тыс. тонн в месяц. К концу осени спрос возвращается к своим нормальным значениям.

Однако в этом году поведение потребителей удивило многих экспертов. Скупка населением повседневного продукта неожиданно началась в середине февраля. По словам чиновников КЭРППТ, соляной бум начался в Петербурге неделю назад. «За прошедшую неделю горожанами было приобретено более 2 тыс. тонн соли, что составляет 1,5 месячной нормы реализации соли населению», — отмечают в пресс-службе КЭРППТ. «В наших магазинах спрос на соль вырос в семь раз. Для стабилизации продаж соль уже несколько дней продается расфасованной в мешках весом по 50 кг», — заявил источник Ъ в руководстве сети гипермаркетов «О'кей». По прогнозам представителей сети «О'кей», повышенный спрос на соль продлится в течение недели, после чего ажиотаж пойдет на спад.

Как заявили в КЭРППТ, в настоящее время нет объективных экономических причин, позволяющих говорить о дефиците соли на рынке города. Участники розничной торговли указывают, что сложившаяся ситуация выгодна прежде всего оптовикам, которые уже подняли отпускные цены на пищевую соль на 5-10% — до 3,5 рубля за 1 кг. При этом в петербургской рознице соль подорожала практически в два раза — с 7-8 рублей до 15 рублей за 1 кг. В итоге оптовые и розничные продавцы соли за счет ажиотажного спроса и повышения цен смогли увеличить свою февральскую выручку на петербургском рынке примерно на 20 млн рублей. При этом месячный объем рынка пищевой соли в Петербурге составил около 30 млн рублей.

Впрочем, представители компаний, занимающихся оптовыми поставками соли, утверждают, что сложившаяся ситуация им совсем невыгодна. «Действительно, сегодня соль уже подорожала на 5 процентов и в течение следующих 10 дней ее цена, вероятно, вырастет еще на 5 процентов. Но одновременно с этим железнодорожные тарифы на перевозку соли подорожали на 12 процентов, а подача и уборка железнодорожного вагона — на 17 процентов. Более того, для нашей компании сложившаяся ситуация может привести к потере бизнеса.

Сейчас люди скупят соль на три месяца вперед, и потом еще полгода ее никто не будет покупать вообще», — объясняет гендиректор компании «Севзапрегионсоль» Владимир Алексеев. Между тем, по мнению участников рынка, вслед за «соляной истерией» город может охватить повышенный спрос и на другие продукты первой необходимости. «Как правило, сразу после соли в магазинах начинают заканчиваться спички и сахар», — отметил господин Алексеев. С ним соглашаются в сети гипермаркетов «Лента», где уже отмечают рост спроса на такой товар, как спички. При этом крупнейшие городские дистрибьюторы сахара и спичек пока не отмечают возросшего спроса на свою продукцию. «На наших складах еще достаточно запасов сахарного песка», — утверждает Андрей Ржевский, начальник отдела продаж ООО «Протон». А глава территориального управления Федеральной антимонопольной службы Олег Коломийченко заявил Ъ, что его ведомство инициирует расследование причин, по которым цена на соль в Петербурге стремительно пошла вверх.

Революция обманутых ожиданий

В то время как украинские производители, с действиями которых в сознании потребителя связан дефицит соли, официально заявляют об увеличении поставок соли в РФ на 90% по сравнению с обычными объемами и о переводе предприятий на двухсменный режим работы, с феноменом «соляной истерии» пытаются разобраться психологи. «Подобные феномены хорошо известны в психологии. Массовое сознание предчувствует какой-то катаклизм, и, не понимая происхождения этих предчувствий, люди начинают предпринимать мало осознанные действия — например, скупать спички и соль. С точки зрения политической психологии сложившаяся ситуация очень похожа на так называемую революцию обманутых ожиданий, когда изменения к лучшему в стране есть, но они не настолько заметны, как об этом кричат по телевизору», — считает доцент кафедры психологии массовых коммуникаций ЛГУ имени А. С. Пушкина Михаил Харитонов.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar