Я долгое время не ходила на рынки. А зачем? В радиусе трёхсот метров — три супермаркета, где удобнее, светлее, чище и, в принципе, всё есть. Запасов я не делаю, для больших застолий как-то поводов не было, а на закупке продуктов для тёплой дружеской посиделки человек на шесть-восемь много не сэкономишь. Ну что — ради трёх сотен рублей переться на рынок и ходить там в пыли или по слякоти, таская в руках многочисленные и вечно рвущиеся пакеты? Последним летом мы даже шашлыки покупали в ближайшем супермаркете — уже замаринованные. Ну да, вкус, конечно, не тот, но как-то смирялись.
Но вот новогодние праздники вкупе с кризисными явлениями сильно подорвали мой бюджет, и я решила: «Всё! Пора экономить». Ближайший дискаунтер одной из крупнейших сетей меня не вдохновил. Да, дешевле, но выбора никакого, выкладкой товара там занимаются, кажется, бесконечно, перегораживая проходы огромными тележками и суетящимися вокруг «мерчандайзерами». К тому же в две работающие из восьми установленных касс стояли приличные очереди.
В следующий раз я пошла на рынок. Да, скажу я вам. Выкладке товара могли бы поучиться самые элитные супермаркеты: горы начищенных до блеска овощей и фруктов радовали глаз. Выбор — колоссальный. Даже картофеля не три сорта — мытый, немытый и импортный, — а сортов десять с красивыми названиями — «иван-да-марья», «невская», «лимонка», «синеглазка»… Горы свежайшей зелени, вкуснейшие квашеные капуста, яблоки, чеснок как минимум от десяти разных хозяев. Сало-мясо — копчёное, солёное, с дымком, с соломкой, на можжевеловых веточках… Всё дают попробовать, со всеми можно торговаться, всё взвешивают «с походом». Но сразили меня мясные ряды, где любой товар оказался рублей на сто за килограмм дешевле, чем в супермаркетах.
Мой средний чек на рынке не превысил обычного супермаркетовского, но домой я принесла заметно больше продуктов. И хотя пакеты норовили порваться на каждом шагу, а в помидоры подсунули-таки таинственным образом штуки три перемёрзших, но в целом мне понравилось. «Пожалуй, начну ходить на рынок, — решила я. — Каждый день, конечно, далековато, да и работает он только днём, но разок в неделю можно. А в магазинах, пожалуй, буду покупать только чай, кофе, сигареты, хлеб».
Как показывает неумолимая статистика, люди стали возвращаться из магазинов на рынки. В конце января Ростовстат сообщил, что объём рыночной торговли вырос за январь 2009 года по сравнению с январём прошлым почти на 20%, а организованной — на 14 с небольшим. Это очень существенные перемены, если учесть, что на протяжении пяти-шести последних лет динамика роста рыночной торговли была на порядок ниже, чем у цивилизованных собратьев. Так, в январе–ноябре 2008 года их оборот увеличился почти на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, а продажи на рынках и ярмарках выросли лишь на 2,5 процента.
Мы все прекрасно знаем, в чём преимущества организованной торговли: качественный и проверенный товар, соблюдение сроков и условий хранения, более высокие санитарные нормы, лучший сервис. Но сегодня, когда доходы покупателя снижаются и становятся нестабильны, он готов жертвовать всем этим ради цены.
С ценообразованием ситуация, конечно, неоднозначна. Долгое время рынки были иногда на порядок дешевле, потому что имели возможность не платить налоги — как из-за узаконенных налоговых льгот для сельхозпроизводителей, так и по другим причинам. Но в последние годы рынки начали подвергаться большему контролю со стороны государства, и их цены перестали так кардинально отличаться от магазинных. И всё-таки они дешевле! И в силу определённых сезонных колебаний, и из-за более низких арендных издержек. Но главной причиной мне видится их более тесная связь с местными производителями. Их взаимная любовь объясняется просто: для рынка производителям не приходится тратить деньги на особую упаковку, штрих-кодирование и прочее, чего от них требуют сети.
Сколько мы выслушали заявлений от сетей о готовности работать с местным сельхозпроизводителем! Но на деле всё сводилось к жалобам типа: «приходит грузовик с помидорами наполовину битыми, и мы вынуждены нанимать людей, которые будут полдня сортировать их, да ещё лишаемся при этом части оплаченной продукции». А на рынке не считали зазорным пересортировывать товар вручную, причём нередко не уничтожая подпорченный, а продавая его по бросовым ценам — и находили же покупателей.
А ведь всё это время рыночники ещё и учились у сетей: грамотной выкладке товаров, кое-каким маркетинговым приёмам вроде распродаж и бонусов. Многие рынки уже давно сменили грязные прилавки на холодильники, а безмены — на электронные весы. В крупных городах они почти все ушли под крыши.
Увы, организованные ритейлеры слишком долго пренебрежительно относились к устаревшим, по их мнению, формам торговли, и теперь у них не так много ресурсов, которые позволят удержать покупателя. Во всяком случае, во время кризиса. Ну да, руководители крупнейшей российской розничной сети признались в одном из последних интервью, что для того, чтобы соблюсти свою агрессивную низкоценовую политику, им впервые за много лет пришлось включать в мониторинг цен рынки. Ну намерены они расширять связи с местными производителями — аж до 40–50%. Однако требований к этим производителям не снижают. Так что нетрудно предположить, что местный производитель, который и до кризиса зачастую не считал нужным приводить свою продукцию в соответствие с требованиями сетей, теперь и подавно посчитает более выгодным продавать товар через рынки. Помимо этого, как отмечают сами розничные продавцы, ассортимент продуктов в супермаркетах и даже дискаунтерах резко сократится с целью снижения долговых нагрузок и издержек по логистике. Так что у рынков есть все шансы подняться во время кризиса. Но вот смогут ли они использовать эти преимущества для сохранения позиций и после того, как кризис всё-таки закончится — большой вопрос.
Пока же я иногда, уподобляясь гоголевской невесте, люблю порассуждать: вот если бы супермаркетам такой выбор и свежесть, как на рынках, или рынкам — комфорт, чистоту и тележки, как в супермаркетах — и был бы продуктовый рай для покупателя.