"Закон о торговле", вызвавший много споров, уже вступил в силу, и ритейлерам скрепя сердце приходится учиться жить по новым правилам. К примеру, в X5 Retail (сети "Перекресток" и "Пятерочка") руководство запретило менеджерам критиковать закон, списывая на него неудачи в достижении целей

Вступивший в силу закон о торговле был воспринят российской розницей без восторга. Некоторые ритейлеры заявляют, что новые правила игры неизбежно приведут к росту цен на прилавках. Другие уже не пытаются критиковать закон и учатся развиваться в новых условиях.

Меньше товара, выше цены

Так, по мнению основателя группы компаний "Виктория" (развивает сети "Квартал", "Дешево", "Виктория") Николая Власенко, любые ограничения на рынке приводят к росту цены. "Торговля — это конкретная товаропроводящая цепочка, и снижения себестоимости движения товаров можно достичь, прежде всего, за счет укрупнения сети, никакого другого механизма здесь не придумано", — заявил он, напомнив, что закон запрещает открывать новые магазины при достижении компанией 25%-ной доли на рынке.

Генеральный директор "Магнита" Сергей Галицкий также отметил, что когда принимали закон, "никто не думал о потребителях". Его также возмущало, что не было никакого диалога бизнеса и власти, чиновники не отвечали на аргументы бизнеса.

Старший научный сотрудник Академии народного хозяйства при правительстве РФ Вадим Новиков также считает, что следствием вступления закона в силу станут повышение цен и ограничение ассортимента.

В.Новиков также назвал "плохой новостью для поставщиков" то, что закон резко ограничил выбор аргументов, которые они могли использовать в работе с ритейлерами. Напомним, что согласно закону поставщики теперь могут предоставлять ритейлеру только единственный вид скидки — за объем поставок, и тот — не более 10%.

С тем, что закон прибавит поставщикам сложностей, согласен и главный исполнительный директор X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Лев Хасис. "Закон скорее создал проблемы не для нас, а для производителей: у них отобрали законные механизмы, с помощью которых они могли продвигать свои товары, будь то ретробонусы, или связанные с договорами поставки маркетинговые расходы", — заявил он. Теперь, добавил он, диалог с поставщиками ведется "через плоскость цен", и та продукция, которая продается плохо, не имеет права быть представленной на полках.

"Сети вышвырнут товары, которые плохо продаются, но расширят фэйсинг товаров, которые хорошо продаются, таким образом, ассортимент будет сбалансированным", — отметил он. Он считает это оправданным, поскольку "из сетей исчезнет выставка, раньше было по 20-30 брендов одного и того же товара, хотя достаточно трех-четырех", — отметил он.

Л.Хасис подчеркнул, что компания будет действовать строго в рамках закона, о чем проинформировали своих поставщиков, хотя ряд из них готов был часть бонусов переложить на свои маркетинговые бюджеты. Один из поставщиков, после того, как X5 сообщила ему о своем решении, "ругался нецензурно, вид имел зеленоватый", отметил Л.Хасис.

Инвестиции иссякнут

Генеральный директор сети "Семья" Олег Пономарев считает, что следствием принятия закона может стать снижение инвестиций в развитие ритейла. "Руководители сетей принимают инвестиционные решения на миллионы и миллиарды рублей, но аппетит к предпринимательскому риску может закончиться, — заявил он. — Если будут сокращены инвестиции в розничную сеть, это может снизить инвестиционную привлекательность отрасли". Он не исключил, что "с высокой степенью вероятности" в результате этого можно будет увидеть на рынке других игроков. Он привел в пример европейские страны, где, по его словам, "полностью отсутствует национальная розница".

Однако с этим не согласился Л.Хасис. По его словам, иностранные операторы менее охотно идут в страны с жестким регулированием ритейла.

Хватит критиковать

Минпромторг в свою очередь просит ритейлеров не грозить ростом цен, а соблюдать закон о торговле.

"По закону надо жить, а не грозить ростом цен, надо перестать привлекать к себе излишнее внимание своей излишней, может быть, обособленной позицией", заявил статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов на пресс-конференции в четверг в Москве.

В целом, считает он, Минпромторг расценивает этот закон как хороший. Вместе с тем он признал, что закон о торговле является "крупным поражением нашего ритейла в 2009 году". "Это говорит о его молодости, о том, что он находится в ранней стадии развития и его надо беречь", — отметил он.

С.Наумов также призвал ритейлеров к повышению взаимопонимания со всеми участниками товаропроводящей цепочки, в том числе и с поставщиками. "Надо понимать, что поставщики — это тоже бизнес", — отметил он.

Заметим, что некоторые ритейлеры уже перестали жаловаться на новые правила и учатся к ним приспосабливаться. Так, Л.Хасис сообщил, что он запретил в своей компании критиковать закон о торговле — в том числе и для того, чтобы менеджеры не списывали на него "недостижение" поставленных целей. "Никаких оправданий быть не должно, мы должны, как и раньше, обеспечивать покупателей доступным продовольствием", — подчеркнул он.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments