Острая фаза кризиса для розничной торговли уже позади, свидетельствует Росстат. Тем не менее преодолеть макроэкономический Рубикон ритейлерам мешает недостаточный платежеспособный спрос и общая экономическая ситуация в России, считают руководители торгового бизнеса и эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). По их мнению, в новом году торговля все же имеет шанс выйти в плюс.
Говорить о начале роста розничной торговли России пока рано, поскольку отрасль не преодолела накопившихся проблем, а общая экономическая ситуация в стране остается неопределенной. К такому мнению пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. В свою очередь, результаты опроса руководителей 4,2 тыс. торговых предприятий, проведенного Росстатом в четвертом квартале 2009 года, показали, что динамика основных показателей бизнеса ритейлеров в этот период формировалась на фоне сложного баланса позитивных и негативных тенденций.
С одной стороны, участники рынка отмечают замедление объемов продаж и заказов на поставку товаров, а также увеличение их ассортимента и снижение темпов безработицы. С другой стороны, практически все основные показатели финансово-экономической деятельности розничной торговли продолжили в четвертом квартале вялотекущее снижение. Они не могут приблизиться даже к минимальным значениям докризисного периода, сетуют респонденты Росстата. Более половины опрошенных ритейлеров (55%) уверены, что восстановительному росту торговли препятствует «недостаточный платежеспособный спрос». Так, в четвертом квартале этого года денежный запас населения РФ сократился на 9%, а прибыль – на 13%.
Тем не менее эксперты ВШЭ уверены, что к Новому году розничная торговля созрела для мощного рывка к выходу из кризиса. С российскими теоретиками соглашаются международные консультанты. Так, партнер компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Чарльз Слейтер заявил, что сейчас в России отмечаются признаки улучшения потребительских настроений в отношении 2010 года, а это благоприятно для рынка ритейла в целом. «Торговые операторы адаптировали свой бизнес к новым, более жестким условиям, а самые сильные из них готовы занять свою нишу на рынке», – отмечает г-н Слейтер.
Согласно исследованию компании CB Richard Ellis, Россия занимает десятое место в списке наиболее привлекательных стран для экспансии международных розничных сетей. Открывать новые магазины в России планируют более 20% опрошенных ритейлеров. При этом наибольший интерес к нашей стране проявляют сети профиля grocery/F&B (продукты питания, рестораны и кафе) – 40% представителей этой категории. Следом в Россию идут продавцы одежды, обуви и аксессуаров (30%). И лишь десятая часть luxury-ритейлеров планирует активно развиваться на российском рынке в 2010 году.
Кроме того, Россия останется одним из наиболее привлекательных развивающихся рынков для западных ритейлеров в краткосрочной и среднесрочной перспективах, отмечает гендиректор компании «Магазин магазинов»/CB Richard Ellis Анна Ширяева. По ее словам, интерес иностранцев к российскому рынку стимулируется в том числе высокой доходностью бизнеса и положительными прогнозами перспектив ритейла в нашей стране.
Это праздничное настроение омрачает лишь одно «но». Только сбалансированный рост системообразующих отраслей экономики России, банковского сектора и реальных денежных доходов населения позволит розничной торговле перейти из состояния неопределенности в положительную фазу, предупреждают эксперты ВШЭ.