Последний бастион экономики, державший положительные темпы роста, пал. В феврале товарооборот в рознице снизился на 2,4%
Рост розницы резко замедлился осенью. Но несмотря на начавшееся тогда же падение доходов населения и рост безработицы, потребление превышало прошлогодний уровень. В январе — на 3,1%.

В феврале потребительский спрос сдался кризису. Товарооборот продовольственными товарами упал на 2,1% к февралю-2008, непродовольственными — на 3%. За квартал падение составит 0,5%, ожидает Минэкономразвития.

Товарооборот не падал с сентября 1999 г., последние девять лет он рос в среднем на 12%.

Вклад потребления домохозяйств в ВВП в 2008 г. составил 48,5% ВВП. Если за год товарооборот упадет на 2%, то официальный прогноз падения ВВП на 2,2% можно понизить еще на 0,8-1%, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития при ГУ-ВШЭ.

С устранением календарного фактора (прошлый февраль был на день больше) товарооборот вырос на 1%, подсчитал Игорь Поляков из ЦМАКП. Однако оборот будет снижаться, уверен он: доходы падают (реальные располагаемые — за вычетом инфляции и обязательных платежей, см. график), и люди предпочтут сокращать покупки, а не тратить сбережения, как в последние месяцы.

Падает не только объем, но и качество потребления, продолжает Поляков, люди стали предпочитать магазинам рынки. В годы потребительского бума стационарная торговля вытесняла уличную: за январь — февраль 2008 г. ее оборот вырос на 21,3%, уличной — упал на 4,5%. За два месяца 2009 г. они почти сравнялись: 0,4% и 0,1% соответственно.

Это возврат к трендам 1998-1999 гг., сравнивает Поляков.

В феврале товарооборот упал на 10-15% в годовом выражении — и это с учетом инфляции, сетует гендиректор сети «Магнолия» Дмитрий Митрохин, еще в январе был рост на 5%. В ростовской сети «В двух шагах» оборот в феврале, наоборот, вырос, сообщил совладелец Андрей Холопов: «Покупают консервы и крупы упаковками». В нижегородских магазинах «Калинка» выручка за четыре месяца упала на 7-20%, говорит владелец сети Александр Степанов. У самарского «Главпродукта» оборот в феврале к январю снизился на 2-8%, сообщил соучредитель сети Александр Литвинский.

У дистрибутора сигарет, пива и кофе «Мегаполис» продажи в крупных городах существенно не снизились, говорит директор департамента Вячеслав Султанов: «Возможно, это начнется в конце весны, когда люди проедят запасы». В городах с населением до 250 000 человек это уже заметно: за январь — февраль продажи упали на 10-15%.

Продажи одежды снизились на 30-40%, говорит директор по развитию марки Lo в России Денис Двуреченский. Сотовых телефонов — на 20%, добавляет владелец сети «Связной» Максим Ноготков. «В феврале продажи упали на 5%, а мы привыкли к росту на 30%!» — жалуется президент «Дикой орхидеи» Александр Федоров. В канун 23 февраля и 8 Марта был всплеск продаж, говорит представитель «Эльдорадо», но по итогам года компания ждет их снижения на 10-30%. Даже игрушек стали покупать меньше, расстроен гендиректор «Детского мира» Максим Ентяков.

В подготовке статьи участвовали Екатерина Бибилина, Елена Домброва, Ольга Морозова, Антон Утехин 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar