Для торгового индекса январь стал рекордным во всех отношениях. Во-первых, его значение достигло очередного годового максимума и составило 218,6 пункта, во-вторых, относительный рост был самым большим за последний год (0,8 %) и, в-третьих, индекс растет уже девятый месяц подряд, что позволяет говорить о сложившейся тенденции и рассматривать торговлю как одного из драйвера российской экономики. Причем, если предыдущие 6 месяцев рост носил стагнационный характер в пределах 0,2-0,4%, то январь продемонстрировал увеличение динамики практически вдвое.
В основе такого поведения индекса лежит увеличение оборота как внутренней, так и внешней торговли. Стабильный спрос на российские сырьевые товары, стимулирующие меры Правительства по повышению потребительского спроса, сезонный фактор выплаты в конце года премий и бонусов, пусть незначительное, но все же снижение стоимости кредитных ресурсов, как в целом, так и для ипотеки и на приобретение товаров длительного пользования, позволили торговле продемонстрировать в январе хороший результат.
Тормозом для еще более динамичного роста является незначительный рост доходов населения в 2010 году, начиная с осени прошлого года. Именно этот фактор негативно влияет на рост оборота розничной торговли, общая выручка по которой в значительной степени растет из-за роста цен, а не объема потребления. Негативные последствия летней засухи, не ограничились только сельским хозяйством. С июля по август сильная жара заставила многие предприятия среднего и малого бизнеса снизить производство. В результате упала выручка и прибыль. Сотрудники отправлялись в вынужденные отпуска, реализовывались мероприятия по сокращению издержек, включая оплату труда. Об этом говорит и официальная статистика – по данным Росстата, средняя номинальная зарплата снизилась с 21 325 руб. в июле до 20 753 руб. в августе (на 2,7%) и оставалась ниже 21 тыс. руб. в сентябре и октябре.
Увеличение инфляции в конце года также привело к замедлению роста реальных доходов населения. Стагнация доходов привела к замедлению роста оборота розничной торговли (6% роста летом до менее чем 5% осенью прошлого года). Это не могло не сказаться на потребительском спросе и замедлило рост розничного оборота.
Однако к концу года и в январе 2011 ситуация во внутренней торговле стала меняться. В основе изменений стали цены производителей. В четвертом квартале 2010 года цены производителей росли в результате повышения цен на сырье. Растущие цены на нефть привели к значительному повышению цен производителей в четвертом квартале 2010 года – с 5,9% в годовом выражении в сентябре до 16,1% в годовом выражении в ноябре. По данным Росстата их рост в декабре замедлился до 1% с 4,4% в ноябре. Индекс цен производителей (ИЦП) за декабрь оказался ниже консенсус-прогноза, который был 2,5% за месяц. По итогам 2010 года цены производителей выросли на 16,7%, но в январе видимо ситуация начинает меняться и темпы роста уже не будут столь высокими в 2011 году ИЦП может снизиться до 12-13% после 2010 года. Об этом говорят как результаты исследования, так и статистика. В декабре цены в добывающем сегменте поднялись уже лишь на 1,1% за месяц и на 17,1% в годовом выражении. В 2010 году цены в данной отрасли, без учета цен на топливо и энергоресурсы, увеличились на 30,9%. Цены на продукцию обрабатывающей промышленности также увеличились в декабре на 1,1%, что в основном было связано с повышением стоимости химической продукции. В результате рост цен в обрабатывающей промышленности в годовом выражении составил 16,9%.
После продолжавшегося два месяца подряд роста цены в энергосекторе в декабре снизились на 0,2% относительно ноября, а относительно декабря 2009 года их рост составил 13,8%. Таким образом, в январе видимо, наблюдалась относительная стабилизация роста цен после осени 2010 года. Одним из драйверов продаж на внутреннем рынке продолжает оставаться торговля автомобилями, прежде всего речь идет о компаниях, участвующих в программе утилизации автомобилей. Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2010г. выросли на 30% – до 1,9 млн шт. В 2009 году этот показатель составлял лишь 1,46 млн. единиц после кризисного падения на 50%, за последний месяц года в России было продано 200 тыс. автомобилей. Учитывая продолжение программы утилизации старых автомобилей, есть все основания предполагать продолжение уровня продаж в 2011 году. По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, в 2011 году он вырастет еще на 18% – до 2,24 млн. автомобилей. Из общего числа проданных автомобилей большая часть – 2 млн. штук – придется на легковые, а оставшаяся часть на легкие коммерческие (LCV).
По данным правительства за 2010 год оборот розничной торговли увеличился примерно на 4,5% (при плане 5,2%) к 2009 году, доля продовольствия в розничном обороте сохранилась и составила 48,7% (в 2009 году – 48,6%). Российские тенденции в ритейле находятся в русле и общемировых изменений в сфере торговли. Более трети крупнейших в мире предприятий розничной торговли испытали в 2009 финансовом году (с июня 2009 по июнь 2010 года) падение объемов продаж.
Несмотря на это, количество убыточных компаний уменьшилось – их прибыли увеличились. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Мировые тенденции развития сектора розничной торговли» компании «Делойт Туш Томацу Лимитед» («ДТТЛ»). Чистые прибыли 250 крупнейших в мире предприятий розничной торговли увеличились с 2,4% в 2008 г. до 3,1% в 2009 г. В большинстве регионов рост продаж замедлился, но в целом рентабельность увеличилась во всех регионах, кроме Африки и Ближнего Востока. Наибольший рост записала на свой счет Латинская Америка, коэффициент рентабельности которой увеличился с 1,4% до 3,3%. В 2009 финансовом году рентабельность предприятий розничной торговли США увеличилась чуть менее чем на 1% и составила 3,4%, однако лидером стала Великобритания – здесь рентабельность достигла 3,5% (в 2008 г. – 2,5%). Объем розничной торговли в еврозоне в ноябре 2010 года, по сравнению с октябрем 2010 г., сократился на 0,8%, во всех странах-членах ЕС (ЕС-27) – на 0,4%.
Внутренний рынок в январе поддержал прошлогодний рост. Причем речь идет не только о потребительском рынке, но и о росте спроса на товары промышленной группы. Например, тяжелое машиностроение оказалось одной из самых динамичных отраслей в 2010 году: по предварительным данным 11% роста. Что же помогло удержаться отрасли увеличить продажи? Прежде всего, ориентация на стабильный внутренний спрос потребителей из нефтегазового и энергетического комплекса.
С другой стороны, и сами машиностроители старались поддерживать свою конкурентоспособность, например, капиталовложения Уралмашзавода в 2009 году исчислялись в 0,5 млрд. руб., а в 2010 году уже превысили 2 млрд. Внутренний рынок в 2011 году продолжает оставаться для российских металлургов основным. Например, доля поставок продукции ММК на внутренний рынок в 2010 году составила 69% от общих продаж, что является рекордным показателем для комбината. Дальнейший рост рынка на 5-10% в год предполагает, что к 2015 году российские металлурги будут реализовывать на внутреннем рынке 80-90% своей продукции без учёта полуфабрикатов. Способствуют этому и ряд спортивных и инфраструктурных проектов, реализуемых Правительством.
Таким образом, результаты Торгового индекса в январе могут означать начало более динамичных положительных изменений и в российской торговле. Этому должно помочь и совершенствование законодательства, направленное на расширение возможностей ритейлеров. Назрели изменения в закон «О торговле», профессионалы этого рынка настаивают на увеличении максимальной доли рынка муниципальных и городских округов с численностью населения менее 100 тыс. человек, которую может занимать ритейлер, с 25% до 35%, так же предлагается списывать платежи, перечисляемые поставщиками сетям за продвижение товаров, на расходы предприятия. Шансы на эти изменения в ближайшие месяцы оцениваются как весьма высокие.
Январская тенденция, отраженная индексом может найти продолжение в течение ближайшего квартала. Тенденции 2010 года на рынке экспорта, который был достаточно благоприятным с точки зрения внешней конъюнктуры на товары российского экспорта (среднегодовые цены на нефть, алюминий, сталь (около 70% общего экспорта) выросли на 25%–30%). Они продолжают расти, стоимость барреля нефти марки URALS уже превысила 95 долл. Данные наблюдения подкрепляются и статистикой Росстата. В январе Росстат опубликовал данные, согласно которым внешнеторговый оборот России в январе-ноябре 2010 года увеличился на 31,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составил 579,2 млрд. долл. Россия за январь-ноябрь 2010 года увеличила экспорт на 32,9% до уровня 357,7 млрд долл., а импорт – на 30,2% до 221,5 млрд долл.
Данная статистика полностью соответствует январскому поведению Торгового индекса. Впрочем, показатели внешней торговли в России пока не столь впечатляющие как лидера развивающегося рынка – Китая. Внешняя торговля КНР в 2010 году достигла 2,97 триллионов долларов, что на 34,7% больше, чем годом ранее. Мы так же внесли вклад в этот рекордный показатель восточного соседа – торговый оборот с Россией увеличился на 43,1% в сравнении с показателем 2009 года и достиг 55,45 млрд долл.
Поддержку российской внешней торговле в этом году окажет и такой закрытый, но весьма капиталоемкий сектор, как торговля оружием. По существующим оценкам Центра анализа мировой торговли оружием Россия продаст за рубеж в следующем году оружие и военную технику на сумму более 10 млрд долл., сохранив тем самым общемировое второе место и повторив рекорд 2010 году. В географическом аспекте российского военного экспорта в 2011 году первое место займет Азиатско-Тихоокеанский регион (6,324 млрд. долл.), второе место — Южная Америка (с учетом Мексики) – 1,51 млрд. долл., третье место – Северная Африка – 1,27 млрд. долл.
Достаточно динамичный рост торгового индекса, подтверждается и таким опосредованным показателем, как рекомендации ведущих инвестиционных компаний относительно ценных бумаг ритейлеров. Например, UBS пересмотрел прогнозные цены акций и депозитарных расписок анализируемых продуктовых ритейлеров. По итогам переоценки для глобальных депозитарных расписок (GDR) «Магнита» была повышена рекомендация с «держать» до «покупать». Для GDR X5 Retail Group и акций «Дикси групп» рекомендация «покупать» была подтверждена.
Результаты январского исследования говорят о том, что положительная динамика торгового индекса, его вклад в общий рост ИДА, как в 2011 году может оказаться значительно больше прошлогоднего. Большие надежды возлагаются на возрождение потребительского кредитования, появились предложения Банков от 17% годовых, но пока большинство кредитует под покупки товаров, по ставкам около 25% с учетом комиссий банков. В целом Торговая оставляющая Индекса деловой активности убедительно подтверждает возможность продолжения экономического роста в стране в 2011 году.
Исследовательский проект «Индекс деловой активности» – ежемесячный опрос представителей делового сообщества с целью оценки делового климата в стране и основных факторов, влияющих на него. Индекс рассчитывается Ассоциацией менеджеров. С января 2011 года публикуется РБК daily.