25 сентября 2011 г. в Берлине стартовал World Retail Congress. Директор конгресса Йан МакГаригл (Ian McGarrigle, Congress Director) поделился с Retailer.RU своим видением проблем и рендов мирового рынка розничной торговли, а также порассуждал о перспективах российского ритейла.

— Назовите наиболее значимые тренды мирового рынка розничной торговли, которые возникли недавно или формируются на наших глазах?

 — Ритейл, на мой взгляд, стоит перед беспрецедентными вызовами и изменениями, обусловленными той экономической ситуацией, которая сложилась во многих странах. На протяжении уже четырех лет ритейлерам приходится учиться вести торговую деятельность на рынках, которые растут незначительно или не растут вовсе. Нам приходится наблюдать, как розничные сети учатся быть все более и более эффективными и заставлять людей делать покупки, в то время как их средства весьма ограничены. Есть также и другие вызовы, связанные с интернет-торговлей и использованием мобильных гаджетов, которые меняют привычную нам бизнес-модель. Без сомнения, в ближайшие несколько лет перед нами предстанет совершенно иной ритейл.

— Каково ваше мнение о потенциале российского рынка с точки зрения иностранных инвесторов (розничных компаний)?

— Многие рынки переживают непростые времена, и ритейлеры вынуждены искать новые стабильно растущие рынки. Поэтому международная экспансия так важна. Россия рассматривается в этом ключе наряду с такими странами, как Китай, Индия и Бразилия. По моему мнению, многие ритейлеры все пристальнее смотрят в сторону России, так как они наблюдают развитие инфраструктуры, улучшение инвестиционных условий и появление множества хороших локаций в результате строительства новых торговых центров.

— Улучшился ли, на ваш взгляд, инвестиционный климат в России за последнее время? Что думают об этом представители крупнейших в мире розничных сетей?

— Еще недавно существовали сомнения в том, сложился ли в России благоприятный инвестиционный климат, но сейчас, насколько я понял, разговаривая с ритейлерами, они настроены доверительно. Я знаю множество компаний, которые довольны своим бизнесом в России.

— Почему не все попытки мировых ритейлеров выйти на российский рынок были удачными? Почему такие компании, как американский Walmart, французский Carrefour, турецкий Ramstore были вынуждены уйти из нашей страны? Другие зарубежные компании много рассуждают о перспективности российского рынка, но не предпринимают конкретных шагов. Почему разговоры ничем не заканчиваются?

— Отвечая сразу на все вопросы, могу сказать, что экспансия в другую страну – это всегда очень сложно. И российский рынок не уникален в том, что даже крупным ритейлерам не так просто добиться на нем успеха. Этим также объясняется медлительность ритейлеров, которые много говорят о том, что хотели бы работать в России, но не торопятся предпринимать конкретные шаги. Им требуется время, чтобы изучить рынок и понять, будут ли работать здесь их формат и их бренды. Также им нужно время, чтобы наладить деловые контакты, решить, как лучше организовать логистику и какие технологии использовать, и , наконец, осознать, чего хочет и в чем нуждается российский потребитель.

Какие западные игроки, по вашему мнению, могут выйти на российский рынок в ближайшее время?

 — Я не могу привести конкретных примеров, но складывается ощущение, что наиболее активную экспансию ведут продуктовые ритейлеры и luxury-бренды. Рынок предметов роскоши — один из самый сильных в России.

Ощущают ли игроки мирового рынка розничной торговли вторую волну кризиса? Если да, то в чем это выражается?

— Безусловно! Существующая ситуация с государственным долгом ряда стран Еврозоны и США заставляет людей начать экономить. Из-за этого ритейлерами приходится закрывать магазины, а то и сворачивать весь бизнес. Розничные компании должны все более тщательно планировать свои расходы и издержки на производство продукта, чтобы держать конкурентоспособные цены.

— Как обстоит ситуация с уровнем покупательской способности на Западе?

— На Западе доверие покупателя очень легко потерять. Наиболее лояльные покупатели в сегменте luxury, притом, что в основном это иностранные туристы.

— Как вы думаете, считают ли мировые розничные компании российских ритейлеров серьезными конкурентами? Достигшими высокого уровня развития, должной технологичности, умения работать в сложных условиях?

— Хотя немногие из российских розничных компаний каким-либо образом заявили о себе на мировой арене, будет справедливо сказать, что некоторые из них заслужили уважение западных коллег. X5 Retail Group, безусловно, одна из таких компаний, и мне не раз приходилось слышать восторженные отзывы о Льве Хасисе, как о человеке, который сделал эту компанию лидером рынка.

— Какие опасности угрожают сегодня крупнейшим розничным компаниям?

 Самая главная опасность в том, что они ничего не делают! Они должны меняться и приспосабливаться к новым рыночным условиям, а также учиться пользоваться преимуществами, которые дает онлайн торговля и зарубежные рынки. Если они не реорганизуют свой бизнес для того, чтобы быть онлайн, что быть мультиканальным бизнесом, они не выживут. Если они всерьез задумываются о международной экспансии, им следует торопиться занять место на рынках, которые они выбрали, иначе конкуренты их опередят!

 Интервью с Йаном МакГариглом на английском языке читайте здесь

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments