Объем производства фармацевтической продукции в России в январе—сентябре 2009 года снизился на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а именно до 62 млрдов рублей, говорится в материалах министерства промышленности и торговли РФ.
При этом в сентябре 2009 года производство лекарств снизилось только на 5,7% по отношению к сентябрю 2008 года, а к августу текущего года — повысилось на 7,4%.
В то же самое время анализ аптечных продаж по итогам девяти месяцев 2009 года, проведенный компанией DSM Group показал, что объем коммерческого рынка лекарственных средств вырос на 25% по сравнению с тем же периодом 2008 года и в стоимостном выражении достиг 207 млрд рублей (с учетом НДС).
Однако в натуральном выражении объем рынка продолжил снижаться: потребление лекарств снизилось на 9%, то есть почти также, как и их производство.
Цена как главный фактор роста
Если в начале года еще были иллюзии, что потребление лекарств в России останется на докризисном уровне, то к концу III квартала стало ясно, что реальность от них далека. И если прежде рынок прирастал за счет увеличения продаж, то в 2009 году основным фактором роста рынка стало подорожание препаратов.
За девять месяцев этого года цены на лекарства в среднем выросли на 15,8%, при том, что, по данным Госкомстата, индекс потребительских цен России вырос на 8,1%. По данным DSM Group, цены на отечественные лекарства за девять месяцев выросли на 8%, на импортные — на 18%.
Кроме того, эксперты отмечают увеличение стоимости средневзвешенной упаковки лекарственного препарата. По сравнению с итогами продаж девяти первых месяцев 2008 года она выросла на 37% и составила 75 рублей.
Опрошенные BFM.ru эксперты фармацевтического рынка, считают, что рынок и далее продолжил свой рост, основанный на факторе увеличения цен, несмотря на все попытки властей контролировать цены на лекарства. Также очевидно, что отечественная фарминдустрия не может конкурировать с зарубежной по качеству продукции, по организации производства и многим другим параметрам.
В результате российский фармацевтический рынок на 80% состоит из лекарств зарубежного производства, а значит, полностью зависит от валютной составляющей.
В ожидании обратного хода
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк сообщил BFM.ru, что до осени 2008 года индекс цен на лекарства был ниже индекса инфляции. В 2007-м и начале 2008 года бивалютная корзина не росла, и повышение цен на лекарства происходило только за счет инфляционных процессов; импортные препараты закупались дистрибуторами за валюту, затем цена переводилась в рубли.
В нынешнем году стоимость лекарственных средств «опередила» инфляцию из-за роста бивалютной корзины. По словам ведущего аналитика центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давида Мелик–Гусейнова, в момент, когда бивалютная корзина укрепилась по отношению к рублю, стоимость лекарств увеличилась на 26%, но затем, в мае текущего года, рубль укрепился и лекарства начали дешеветь. «Произошла обратная динамика — с мая по октябрь снижение примерно в 4%», — уточняет эксперт.
Однако мгновенного снижения цен не произошло. В тот момент, когда дистрибуторы наблюдали скачки валютных курсов, из-за специфики фармацевтической логистики они заложили риски увеличения бивалютной корзины в стоимость лекарств, ведь от таможни до аптеки лекарство может идти около трех месяцев.
Сейчас, когда рубль укрепился, кризисные ожидания дистрибуторов и производителей исчезли. По прогнозу «Фармэксперта», в декабре рынок замедлится настолько в своем росте, что будет даже небольшая стагнация или коррекция в -3%.
«С таким грустным настроением рынок войдет в 2010 год. В декабре прошлого года и в феврале 2009 года был ажиотажный спрос на медикаменты, что подогревало рынок. В следующем году рынок не будет расти такими темпами; мы прогнозируем 10-процентный рост всей товарной массы в рублях. Фактически цены будут заморожены», — говорит Давид Мелик-Гусейнов.
Что в России всех дороже
По данным исследования DSM Group, лидеры по стоимостному объему продаж все те же, что и раньше. На первом месте «Арбидол» с приростом в 13,55%, «Эссенциале» — 33,15%, «Актовегин» — 22,21% и традиционная «Виагра» — 9,76%.
Сейчас, по мнению экспертов, антигриппозные средства будут еще немного прирастать в цене, потому что сказывается сезонный фактор; в январе же из-за накопившихся стоков и дистрибуторы, и аптеки будут снижать цены, для того, чтобы не входить в лето с избытком этих препаратов — летом они уже неликвид.
Это не касается «Виагры». Однако сегмент средств для лечения эрективной дисфункции, который рос невероятными темпами до кризиса, сейчас сильно «уплотняется», говорят эксперты, поясняя, что, во-первых, эти препараты относятся больше к группе life style лекарств, а во-вторых, потому что у «Виагры» появились серьезные конкуренты. Например, на рынок вышли молекулы 2-го и 3-го поколения — «Левитра» и «Сиалис», одновременно появились и альтернативные препараты, и БАДы.