Организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" требует от Роспатента лишить регистрации товарные знаки с географическими названиями, обозначениями и изображениями товаров.
"В ряде случаев товарные знаки, обеспечивая защиту одних компаний, необоснованно наносят урон другим", — говорится в обращении "Опоры" к руководителю Роспатента Борису Симонову. Например, это реалистичные изображения продукции, а также объемные товарные знаки, повторяющие традиционную форму товара.
Убедить Роспатент изменить политику "Опоре" не удалось. И общественная организация попросила министра экономического развития организовать встречу с участием представителей Роспатента.
— Из-за смены министров ответа пока не получили, — рассказала вице-президент "Опоры" Наталья Золотых. — Полагаю, если ответа по существу не будет в августе, мы обратимся к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, который курирует вопросы интеллектуальной собственности.
Как пояснили в Минэкономразвития, вопрос об организации встречи между представителями министерства и руководством Роспатента и "Опоры России" находится в стадии проработки. В Роспатенте не смогли предоставить комментарий.
В "Опоре" собрали коллекцию зарегистрированных Роспатентом товарных знаков — упаковок товара с изображением сервелата, чипсов, блинов, печенья, сыра и т.д.
— Такие решения незаконны, но сегодня имеют систематический характер, — объясняет Золотых.
Споры по упаковкам сейчас решают в суде. В 2012 году Арбитражный суд Ростовской области удовлетворил иск владельца четырех товарных знаков с изображением вафельных хлебцев. Ответчика — ЗАО "Молодец" — обязали прекратить продажу своего варианта вафельных хлебцев и выплатить истцу — индивидуальному предпринимателю Елизавете Малик — более 172 млн рублей. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа подтвердил решение первой инстанции. Сейчас дело вновь рассматривается в Ростове-на Дону "по новым обстоятельствам".
Одна из тяжб, в рассмотрении которых участвует "Опора России", — конфликт из-за товарного знака "Сарова". Изначально это название было зарегистрировано как место происхождения товара — и его использовали четыре производителя воды. Затем одна из компаний — ОАО "Минеральная вода и напитки" — сумела зарегистрировать "Сарова" как свой товарный знак. Три других компании лишились возможности так называть воду, разлитую из скважин города Сарова Нижегородской области, рассказал представитель "Опоры".
— Это как если бы одна компания получила право на товарный знак "Шампанское" или "Коньяк", а все остальные производители из провинций Шампань и Коньяк, лишились бы прав так маркировать свою продукцию, — приводит пример Наталья Золотых.
Как сообщил юрист Дмитрий Метляев, представляющей истцов в деле о знаке "Сарова", в суде уже удалось доказать, что это наименование места происхождения товара, которое не может быть товарным знаком только одной компании. Несмотря на решение суда, Роспатент принял решение сохранить товарный знак — на том основании, что он давно используется владельцем и уже ассоциируется у потребителей именно с этой компанией. Теперь дело пошло на второй круг, рассказал юрист.
— Роспатент согласился с нашими доводами, и нет оснований думать, что на этот раз будет новое решение, — сообщил "Известиям" представитель ОАО "Минеральная вода и напитки".