В четвертом квартале этого года анонсированы открытия сразу двух крупных торговых центров в центре города: "Стокманн Невский центр" и Galeria. Арендаторы на распутье. Некоторые бренды не смогли определиться, где лучше, и открывают магазины в обоих ТЦ. Зачем им по две точки в "шаговой доступности" друг от друга, разбирался корреспондент «Квадрат.ру».

Открытие сразу двух торговых центров, расположенных в полукилометре друг от друга, — знаковое событие для коммерческой недвижимости Петербурга, которое  изменит расстановку сил, не раз подчеркивали аналитики рынка. За первое полугодие 2010 года в Петербурге были открыты всего 4 торговых центра общей площадью 88 тысяч 500 кв. м, которые были анонсированы к открытию в 2009 году, но по причине кризиса были заморожены. По данным Colliers International, это увеличило городское предложение по аренде всего на 3%.

Однако стоит отметить, что два из открывшихся за полугодие объектов заработали практически без арендаторов, отмечают эксперты Maris Properties. Так, у "Николаевского Пассажа" на улице Марата лишь один арендатор — фитнес-центр, а "Осиновая роща", расположенная за КАД, вовсе пустует. Добавим, большинство аналитиков еще в апреле 2009 года говорили о насыщенности торговой недвижимостью рынка Петербурга. Правда, если речь идет о крупных торговых форматах, то в посткризисную эпоху многие из них останутся попросту невостребованными. 

Торговые центры, которые пока только готовятся к открытию,  — "Стокманн Невский центр" и Galeria — на сегодняшний день уже заполнены арендаторами на 80%. Новые объекты расположены в Центральном районе, где на сегодняшний день находится всего 4,2% торговых площадей, самый крупный из ТК — ПИК на Сенной площади.  Традиционно большинство торговых центров расположены в спальных районах: Приморском (20% торговых площадей), Выборгском (18,1%), Невском районах (12,6%). Несмотря на то, что проходимость населения в центре выше, и, учитывая близость Московского вокзала, она возрастает в разы, конкуренцию торговым центрам составит сегмент street-retail, активно развивающийся вдоль Невского проспекта и основных магистралей города.

Для привлечения клиентов девелоперы настроены на маркетинговую войну, выбрав разные форматы для развития. Универмаг Стокманн, неудачно пытавшийся вписаться в историческую панораму, рассчитан на совершение покупок. В то же время стеклянная Galeria, не претендовавшая на историческую идентичность, зато удачно занявшая «яму» — гордится развлекательным компонентом. Торговый центр рассчитывает завлечь на целый день не только семьи с детьми и молодых людей, но и отвлечь туристов от посещения Эрмитажа, ради боулинга. Оба торговых центра обещают сопоставимую проходимость: "Стокманн" ждет 100 тысяч человек в день; Galeria рассчитывает на 100-120 тыс. в выходные и 60-70 тыс. человек в будни. Арендаторы и девелоперы уверены — покупателей два торговых центра поделят без проблем: три станции метро и два оживленных проспекта обеспечат стабильный поток посетителей, полагают они.

Все эти факторы, похоже, выглядели убедительно для арендаторов и они торопятся «застолбить» помещения в центре Петербурга. Эксперты  говорят, что арендные ставки в ТЦ приблизительно одинаковые, никаких специальных условий никто из них не предлагал. В АРИН отметили, что арендные ставки в этих двух торговых центрах равны средне городским и составляют 100 долларов за квадратный метр. Площади в обоих ТЦ сданы уже более чем на 80%.

М.Видео и H&M — на два дома

Некоторые крупные компании  не смогли выбрать один из этих двух центров и  решили не складывать яйца в одну корзину и открываются сразу в двух ТЦ. Так поступили H&M и М.Видео.

H&M арендует в «Стокманн» 2,5 тыс м2. Помимо этого, скоро должен открыться флагманский магазин компании на Невском, 80. СМИ сообщали, что компания вела переговоры и с Galeria. Евгения Осипова, старший консультант отдела ритейла  Jones Lang LaSalle сообщила, что стороны пришли к согласию относительно условий договора и подпишут его в ближайшие 2 недели. По ее словам, H&M займет в Galeria 1,5 тысячи кв.  м. Представители H&M были недоступны для комментариев в момент сдачи статьи. Однако у экспертов такая концентрация H&M в одном месте вызывает сомнения: «Зачем так много магазинов в одном месте?» — удивляются они. Евгения Осипова уверена, что такая практика типична для европейских брендов, к тому же можно использовать разные стратегии в продвижении магазинов ― например, в одном из ТЦ делать большую ставку на детский ассортимент.

Конкуренты H&M "Мэлон Фэшн Груп" (бренды Befree, Zarina и др.) открывают в Galeria 6 своих магазинов. Компания рассчитывала поселиться и в "Стокманн": корреспонденту «Квадрат.ру» в "Мэлон Фэшн Груп" сообщили, что переговоры проводились. "Вероятно, не удалось договориться", — уходят от ответа в "Мэлон Фэшн Груп". Представители организации не разглашают, почему сделка не состоялась. В близком соседстве магазинов одной марки Ирина Староверова, руководитель PR-службы "Мэлон Фэшн Груп" не видит проблемы: "У нас есть флагманские магазины на Невском, но открывать магазины в торговых центрах в любом случае выгодно — аудитория там нацелена на совершение покупок".

И если для магазинов модной одежды одного бренда такое близкое расположение вполне типичная ситуация, то для универмагов бытовой техники это редкое явление. Вопреки сложившейся практике М.Видео намерена открыть магазины и в «Стокманн», и в Galeria (они будут одноформатными, никаких принципиальных различий не предусмотрено). Их конкуренты "Эльдорадо" так не поступили бы: "В компании существует система оценки расположения торговой площади из 15 пунктов, одним из которых является расстояние до ближайшего магазина бытовой техники и электроники. Мы стремимся избегать открытия нового магазина на расстоянии менее 3-5 км от уже работающей торговой точки", — рассказали в пресс-службе компании. У М.Видео таких стандартов нет.

Но в представительстве одного из конкурентов не исключают, что менее успешный магазин М.Видео со временем закроет. В пресс-службе самой компании уверяют в серьезности намерений: "Открытие магазина обходится в 50-55 млн рублей, закрываться было бы невыгодно", — убеждает Надежда Киселева, руководитель пресс-службы компании. Другое предположение — М.Видео хочет занять место, которое потенциально могло бы достаться конкурентам и таким образом застраховаться от их близкого соседства. Это позволит компании «взять» центр. Впрочем, там есть также супермаркет у «Эльдорадо» — в ТЦ «Сенная», гипермаркет «Техношок» — на Лиговском, 52 — недалеко от Galeria. М.Видео настаивает, что руководствуется исключительно симпатиями к каждой из точек: несмотря на географическую близость, объема рынка там хватит на оба магазина, рассказывает Надежда Киселева.

Зато других арендаторов торговым центрам удалось поделить: из «спорта» у "Стокманна" будет ProfiSport, а у Galeria — «Спортмастер». "Стокманн" всерьез рассчитывает на свой гастроном, в Galeria встанет "Окей".

Справка:
Девелопером Galeria является ООО "Строительная компания Бриз". Консультантом по маркетингу и сдаче в аренду — компания Jones Lang LaSalle. Общая площадь комплекса — более 192 000 кв. м, арендуемая площадь — 93 000 кв. м.

Справка:
«Стокманн» — финская компания. Общая площадь ее универмага в Петербурге — 100 тыс. кв. м. Торговая площадь — 40 500 кв.м., из которой Универмаг "Стокманн" будет занимать около 20 000 кв.м. Площадь бизнес центра составляет приблизительно 4 500 кв.м.

Это первый объект, который находится в собственности компании на территории России. Судьба магазина "Стокманн" (дисконт-центр), который в настоящее время работает в Петербурге, неизвестна. Ранее сообщалось, что его закроют после открытия "Невского центра".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments