Сеть «Самохвал» развивает нестандартный для рынка проект: ритейлер самостоятельно открывает в своих подмосковных торговых центрах кинотеатры и развлекательные заведения. Эксперты спорят, выгоднее ли сетям управлять непрофильными объектами самим или же привлекать сторонних операторов. 

О проекте создания кинотеатров в торговых центрах «Самохвала» «Бизнесу» рассказал руководитель отдела кинопроката компании Валерий Мочалин. По его словам, проект был запущен в прошлом году, и во второй половине года сеть открыла в принадлежащих ей торговых центрах в Коломне, Дубне и Протвине три кинотеатра — один однозальный и два двухзальных. «В городах с населением около 100 тыс. человек и в торговых центрах площадью 10–12 тыс. кв. м больше залов просто не нужно»,— объясняет Мочалин. 

«Самохвал» также планирует открыть кинотеатры в Наро-Фоминске и Рязани. 

Кроме того, сеть самостоятельно открывает в тех же центрах другие непрофильные объекты: боулинги, бары, рестораны и роллердромы. 

Инвестиции в проект не раскрываются. Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков оценивает вложения в оборудование одного кинотеатра в довольно скромные $750 тыс. Других статей расходов, в частности арендных платежей, не существует, поскольку помещения торгового центра находятся в собственности компании-оператора. 

«Самохвал» решился на эксперимент, первым среди участников рынка занявшись самостоятельным открытием кинотеатров и других развлекательных заведений. Обычно для этих целей привлекается сторонний оператор. Однако Мочалин не видит в этом шаге ничего необычного: «Если мы способны реализовать этот проект, то естественно, выгоднее это сделать самим, тем более что объемы инвестиций позволяют и рентабельность неплохая». 

Эксперты не имеют единого мнения относительно перспектив проекта. «Желающих управлять кинотеатрами самостоятельно, даже при наличии квалифицированных менеджеров и финансовых ресурсов, становится все меньше,— рассказывает замгендиректора сети „Синема парк” Кирилл Иванов.— Оптимальный вариант для девелопера — заключение договора на управление с крупным сетевым оператором: у него есть опыт работы и действующие договоренности с кинопрокатчиками». 

С ним спорит директор по развитию Leeds Property Group Алексей Могила, который считает, что сеть пошла «впереди рынка». «Например, в Америке крупные моллы обычно сами владеют кинотеатрами и развлекательными центрами»,— говорит Могила. Он отмечает, что кинотеатр— не самый выгодный арендатор для владельца торгового центра: примерная арендная ставка для кинотеатров по Москве составляет $150 за квадратный метр. Например, продуктовый супермаркет, который также имеет льготную ставку, обычно платит почти в два раза больше. «Если управлять этим бизнесом самостоятельно и получать с него доход, можно заработать гораздо больше»,— признает эксперт. Гендиректор компании «Невафильм» Олег Березин также считает, что «Самохвал» нашел оригинальную модель развития: «Прокатчикам сложно найти торговый центр, который даст выгодные условия аренды». 

Более осторожна директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Ryabokobylko Наталья Орешина. «Не факт, что это станет тенденцией. Все-таки ритейлеры обычно предпочитают сосредоточиться на собственном бизнесе»,— говорит она. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments