Весна-2014 оказалась небывало активной на рынке одежного ретейла Казани. Одно из ключевых событий произошло в апреле — в ТЦ "МЕГА" открылся крупнейший в столице РТ магазин шведского ретейлера H&M площадью 2 тыс. кв. метров. В результате торговый комплекс сформировал пул молодежных массовых марок — Zara, H&M и Mango. Последняя покинула в прошлом году улицу Баумана, после чего стало ясно об изживании формата стрит-ретейла в столице РТ. Эксперты "БИЗНЕС Online" говорят, что перечисленные бренды, в отличие от других, могут диктовать свои условия арендодателям, отмечают в Казани недостаток площадей для брендов со схожими запросами и концепциями.

Волна обновления торговых форматов основными игроками одежного ретейла достигла и Казани. Как рассказала "БИЗНЕС Online" Елена Стрюкова, старший консультант Cushman & Wakefield, наблюдается тенденция к обновлению формата у присутствующих марок масс-маркета в городе: Zara открылась в новом формате, Mango сделали ремонт и поменяли дизайн, магазины Reserved открываются в новой стилистике. "Это происходит повсеместно, не только в Казани", — говорит эксперт.

К этому списку событий можно добавить, что в начале апреля в торговом центре "Мега" открылся крупнейший в Казани магазин H&M. Его площадь составляет 2 тыс. кв. м. Как сообщает "Мега", его интерьер и витрины оформлены в самом актуальном и современном концепте.

Напомним, что шведская молодежная марка H&M в Казань пришла, когда открылся обновленный ТРЦ "Южный" в августе 2011 года. Затем он открылся в Park House. А теперь и в "Меге". Правда, параметры нового магазина — ассортимент, концепция, сумма инвестиций в открытие — не были предоставлены отделом "МЕГА-Казань" на момент подготовки материала к публикации.

Таким образом, с открытием очередного магазина и усилением H&M в Казани, торговый центр получил пул — "тройку" популярных в молодежном массовом сегменте брендов — Mango, H&M и Zara (входит в группу Inditex).

Mango разместился в "Меге" в прошлом году. А весной — в начале марта — ТЦ "Мега" открылся первый в России магазин нового формата — Violeta by MANGO. Ранее магазин компании площадью 300 кв. м располагался в центре Казани — на ул. Баумана, которую покинулв августе 2013 года. Площади магазина Mango принадлежат АйдаруГатауллину (ООО "Профит"). Напомним, в марте 2013 года также на ул. Баумана закрылся магазин Benetton (около 1 тыс. кв. м), проработавший четыре года. Гатауллин был единственным франчайзи марки в Казани. Эксперты нашего издания отмечалитогда, что среди возможных причин закрытия — изживший себя формат стрит-ретейла в центре Казани.

Напомним, свою сеть в Казани группа Inditex SA усилила в 2012 году. В течение года группа открыла в Казани несколько монобрендовых магазинов. Прежде всего, речь шла об ее основных марках: Bershka, Zara (самый раскрученный бренд корпорации), Pull and Bear и Stradivarius. Кроме того, в Казани появился ранее не представленный бренд Inditex марки "премиум" — Massimo Dutti. Последний магазин расположился в ТЦ "МЕГА", остальные — в "Парк Хаусе".

Магазин Zara был обновлен и открылся на большей площади в "Меге" в конце 2013 года. Это самый большой магазин марки в Казани — 3,5 тыс. кв. метров. Отметим, что также были договоренности об открытии бренда Zara Home. Предположительно, магазин должен был появиться в отдельном здании на улице Баумана, однако этого так и не произошло.

Эксперты нашего издания отмечали, что в массовом сегменте в мире есть всего три основных игрока, которые определяют развитие рынка и тенденции моды: американский Gap (Gap Inc, пока не представлен в Казани), испанский Inditex и шведский H&M (Hennes&Mauritz). Также в Казани представлен британский Marks&Spencer, но в регионах этот бренд не является сильным игроком.

Газета "БИЗНЕС Online" выяснила мнения экспертов о последних тенденциях на рынке одежного ретейла.

Ольга Земцова — заместитель директора, отдел стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle:

— H&M — в тройке лидеров. Понятно, что Inditex co своей Zara — и в "Парк Хаусе", и в "Южном", и в "Меге" — лидер. Среди лидеров этого демократичного сегмента, рассчитанного на молодежную публику, также — Marks & Spencer. H&M развивается по всем регионам. Mango, как и другие качественные ретейлеры, может выбирать качественные торговые центры, диктовать условия.

В региональных комплексах вышеперечисленные бренды рассматриваются как арендаторы, на которых строится бизнес. Есть пул арендаторов, которые спрашивают, будет ли в проекте Inditex, и если его нет, не рассматривают вариант размещения.

H&M, Inditex — основополагающие арендаторы. Они платят низкие ставки, но генерируют потоки посетителей, в том числе, и для других арендаторов. Поэтому важно, чтобы данные компании были в торговых центрах.

С H&M в массовом сегменте может конкурировать Marks & Spencer, но первый бренд — это совсем молодежка, а второй — более возрастная публика. Сейчас очень набирают обороты такие молодежные российские федеральные операторы, как Modis, Gloria Jeans, — по регионам у них очень хорошие продажи, они себя очень хорошо чувствуют и прекрасно работают в торговых центрах. С Inditex, конечно, по продажам мало кто может сравниться по регионам, но с тем же H&M, Marks & Spencer российские марки вполне конкурируют по товарообороту.

Что касается ухода Mango с улицы Баумана, то там сейчас нет трафика. У Mango теперь есть некие изменения в политике продвижения. Это достаточно серьезный бренд, и, по крайней мере, в московских торговых центрах они открывают по несколько магазинов — Mango Him (мужская одежда), Mango Accessories. И позиционирование сейчас такое — мы такие же классные, как Zara, но чуть качественнее. Этот бренд может выбирать торговые центры, куда хочет зайти.

Елена Стрюкова — старший консультант Cushman & Wakefield:

— Это третий магазин H&M в Казани. Не секрет, что среди качественных торговых центров Казани "Мега" занимает первое место по посещаемости (порядка 30 тысяч человек в день), так что открытие H&M в "Меге" — удачное решение для марки. Только вот "Мега" и "Южный" расположены слишком близко, неизбежна "каннибализация" — магазины будут отбирать друг у друга посетителей. Однако, учитывая, что, как правило, такие бренды платят процент с оборота, а не фиксированную ставку аренды, возможно, будет принято решение сохранить оба магазина.

Новые бренды, со схожей концепцией и запросом на размер площадей с H&M, ищут в Казани площади. Непросто в действующих комплексах найти 1000 — 2000 квадратных метров. Мы сейчас работаем над двумя такими запросами.

Не все марки, которые есть, скажем, в Москве и других городах России, представлены в Казани. Не для всех собственники на текущий момент готовы предложить площадки, так как уровень вакансий в качественных ТЦ и ТРЦ близок к нулю.

Что касается стрит-ретейла, здесь специфика Казани. У нас нет как таковых сформированных торговых улиц. Была улица Баумана, но после запрета парковки в центре города весь ретейл оттуда сбежал: в 2012-2013 годы на Баумана закрылись магазины Mango, United colors of Beneton, Терволина. Для хороших продаж нужен высокий трафик, а он есть в успешных торговых центрах.

Константин Петросян — коммерческий директор Landor Investments (собственник здания — обновленного "Детского мира"):

— Собранные под одной крышей данные бренды не приведут к оттоку нашей аудитории. Наш формат не является им прямым конкурентом по причине другого качества продукции и другого ценового сегмента. Zara, Н&M и другие — это масс-маркет, ориентированный на массового потребителя.

Переход брендов из стрит-ретейла в закрытые форматы — это общероссийская и общемировая тенденция. Данный формат нигде сильно не работает. В основном, у людей все меньше времени на совершение покупок, — ритм жизни меняется. Человеку важно прийти в одно место, и купить там и парфюмерию, и одежду. Люди по-другому относятся к времени, и уже не хотят ездить из одного конца города в другой по разным магазинам. Особенно ярко это заметно в Москве и других крупных городах, где расстояния между объектами большие.

Ильяс Ганиев — генеральный директор ОАО "Гипермаркет Кольцо":

— Н&M — популярная марка в среде молодежи, но товар там не самого лучшего качества и оставляет желать лучшего. Скорее всего, с открытием данного магазина "Мега" усилилась по отношению к торговому центру "Южный".

Сейчас в молодежном массовом сегменте в тренде — быть экономным, когда магазины работают в периоды скидок. Во всех торговых центрах Казани практически типичные марки одежды. Магазинов много, а разнообразия недостаточно.

Нельзя сказать однозначно, что бренды уходят из стрит-ретейла. Существуют бренды, которые открываются в стрит-ретейле, хотя формат торговых центров предпочтительнее.

Анна Хлызова — директор по развитию отдела торговых помещений CBRE:

— Для Казани марка Н&M очень интересна, так как предлагает модную и качественную одежду по оптимальной цене. В Казани это уже не первый магазин этой популярной марки, с учетом того, что компанией Н&M принято решение открывать второй магазин, дает право считать, что у этих магазинов большой успех.

В одежном ретейле серьезная конкуренция между международными и российскими федеральными сетями. Причем россиянам конкурировать очень нелегко, приходится все время двигаться и меняться и в форматах магазинов, и в расширении коллекций, и в увеличении размерного ряда. При всем при этом российские федеральные бренды имеют совсем неравные условия аренды и не имеют приоритета в выборе размещения по сравнению с международными.

Стрит-ретейл теряет интерес у fashion брендов для размещения магазинов. Компании все больше выбирают концептуальные торговые центры, с понятным покупательским трафиком, с комфортным для себя и своих покупателей размещением и присутствием, с большим выбором товаров и услуг. Street—retail "уходит" в сферу банковских услуг и ресторанного бизнеса.

Леонид Рахимов — генеральный директор ООО "Бэби парк":

— Н&M, Zara и Mango — лидеры масс-маркета в одежде в Казани. Открытие самых больших магазинов — это плюс потребителю. "Мега" — объективный лидер рынка, но не может это проявить в явной форме из-за неправильного продуктового оператора. Поэтому допустили открытие рядом с собой "Южного", который оттягивает серьезное количество покупателей. В Казани не совсем такой концепт, какой должен быть у "Меги", во всех других "Мегах" сидит "Ашан". Из-за этого концепт своеобразный, и торговый центр не может достичь своего максимального значения.

Что касается одежного ретейла, в Казани в массовом сегменте представлены практически все марки. Та же "Мега" каждые пять лет заставляет делать ребрендинг магазина, что очень здорово.

Справка

Industria de Diseno Textil, S.A (более известная как Inditex)
Крупная испанская модная корпорация. Она состоит из почти сотни компаний, занимающихся деятельностью, связанной с текстильным дизайном, производством и распределением модных товаров. Основателем корпорации и текущим крупнейшим акционером является Амансио Ортега, один из самых богатых людей в мире. Группе Inditex принадлежит более чем 5 тыс. магазинов по всему миру. Корпорация владеет такими брендами, как Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull and Bear, Stradivarius, Zara, Tempe, Uterque, а также недорогим брендом Lefties. Большинство магазинов являются корпоративным капиталом. Франшиза Inditex действует только в тех странах, где корпоративная собственность не может быть присвоена иностранными компаниями (например, в некоторых странах Ближнего Востока). На начало 2012 года в России компания владела более чем 255 магазинами.

Торговый центр "Мега"
Общая площадь — 91,5 тыс. кв. м, арендопригодная — 112 тыс. кв. м.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments