Более трети компаний-ритейлеров покинут рынок в этом году. Такие выводы были сделаны на прошедшей конференции «Торговля в России». Оставшимся придется менять маркетинговую стратегию и становиться более эффективными. Но доминировать на рынке будут международные компании.
Россияне стали меньше покупать. Их выбор ограничивается только самыми необходимыми и дешевыми товарами, констатировали участники конференции «Торговля в России», прошедшей сегодня в Москве. «Наша компания отмечает существенное замедление темпов роста среднего чека в первые месяцы 2009 года, — сообщил глава X5 Retail Group Лев Хасис. — Спросом пользуются дешевые товары: например, сегодня в наших магазинах впервые за долгие годы увеличился спрос на самые дешевые коричневые макароны».
Подобными наблюдениями делились и другие участники конференции — директора крупнейших сетевых магазинов. «В ряде регионов у нас отмечается чистое падение продаж», — отметил президент ГК «Дикси» Илья Якубсон.
Существеннее всего сокращение спроса в супермаркетах — магазинах средней ценовой категории. Из супермаркетов народ бежит в гипермаркеты и дискаунтеры, а из дискаунтеров на уличные рынки, которые получили свое второе рождение. «Все большее предпочтение люди отдают неорганизованной торговле. Мы ощущаем тенденции возврата к рынкам, в результате чего конкуренция за последние месяцы резко возросла», — сообщила генеральный директор ГК «Виктория» Елена Калашникова.
Вместе с закрытием доступа к кредитам для ритейлеров снижение потребительского спроса может привести к их массовым банкротствам. Так, по оценкам ИА INFOLine, по состоянию на март 2009 года более 50 федеральных и региональных ритейлеров находятся на грани банкротства и могут прекратить существование до конца третьего квартала 2009 года. В конце 2008−го уже закрылись более 20 региональных сетей. На очереди треть региональных ритейлеров и несколько федеральных.
Части из них, возможно, удастся продать свой бизнес до полного разорения — уже есть претенденты на наиболее интересные объекты. Так, «Седьмой континент», возможно, приобретет Carrefour, «Ленту» — Wal-Mart, «Копейку» — X5 Retail Group, однако большинство «погибнет» раньше.
По мнению генерального директора «INFOLine-аналитика» Михаила Бурмистрова, уже к концу года расклад сил на российском рынке серьезно изменится. «Существенную долю рынка займут международные ритейлеры — Auchan, Metro, Carrefour, Hyperglobus, Selgros, которые менее зависимы от заемного финансирования, и крупнейшие российские ритейлеры — X5 Retail Group и “Магнит”», — рассказал эксперт. «Магнит» выйдет в лидеры за счет своих «магазинов у дома». По мнению Калашниковой, люди уже сейчас предпочитают покупать товары в меньшем количестве, стараясь потратить за раз меньше денег: ехать в супермаркеты и гипермаркеты при этом не имеет смысла.
Тех же ритейлеров, которые не теряют надежды пережить кризис, ждут большие испытания и пересмотр бизнес-стратегии. Первое испытание — это взаимоотношения с поставщиками, которые постоянно пытаются поднять цену на свои товары, причем на 10–15% единовременно, жалуются сетевики. «И это делают не только дистрибуторы импортных товаров, которые апеллируют к росту курсов валют, но и российские производители», — отмечает юридический директор «Леруа Мерлен Восток» Елизавета Лисюкова. Ритейлеры пойти на это не могут, так как, по ее словам, тут же начнут терять покупателей. Выхода три: договариваться о цене, отказываться от товаров или работать себе в убыток. Сейчас, по словам ритейлеров, приходится работать по-разному. Так, Лев Хасис отмечает, что некоторые товары «Перекресток» продает себе в убыток — на 20% дешевле закупочной цены. При крупных поставках продуктов питания от ведущих производителей иногда удается договориться с поставщиками об устраивающей всех цене. Однако в такой ситуации ассортимент в магазинах уменьшается. По данным руководителя подразделения по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Дениса Широкова, сетевые магазины уже сейчас сократили ассортимент на 15%. К этому подталкивают и потребительские предпочтения граждан, которые, экономя, покупают лишь проверенные любимые бренды. По данным Широкова, 87% покупателей остаются приверженными своим товарным маркам.
По мнению Калашниковой, ценовая и ассортиментная стратегия сейчас должна быть четко просчитана. Раньше можно было закупать все, на что-то делать спецакции, что-то продавать дороже — в условиях роста продаж прибыль приносило все, а сейчас любой просчет сразу ухудшит финансовое положение компании. В то же время многие ритейлеры никогда не уделяли вопросам маркетинга столь серьезного внимания.
Калашникова также убеждена, что в кризис выиграют ритейлеры, внедрившие инновации. «Сейчас мы задумываемся над тем, чтобы сократить издержки, внедрив систему Self Check-out (кассы самообслуживания)», — рассказала Калашникова. Другие ритейлеры пока действуют более традиционными методами, сокращая персонал и расходы на логистику. «Уже летом мы понимали, что надвигается цунами. В тот момент компании разделились на две категории: те, кто стали учиться жить под водой, и те, кто понадеялись на авось», — говорит Хасис, напоминая, что еще осенью его компания сократила 30% персонала.
Как бы тяжела ситуация ни была, кризис сделает оставшихся на плаву ритейлеров более эффективными, убежден Якубсон. Господдержку, по его словам, получают только эффективные, открытые, честные компании. В кризис неминуемо придется избавиться от огромного количества ненужных посредников, которые в целом по отрасли накручивают 30–40 млн долларов в год ни на чем — эти деньги вернутся в оборотный капитал компаний. А арендаторам придется смириться с новыми ценами на сдаваемые площади. Несмотря на то что многие из них не хотят получать меньшую арендную плату, им все же приходится идти на уступки. «Договориться можно уже о двукратном снижении цены, что также высвобождает необходимые ресурсы», — говорит Якубсон.
По мнению ритейлеров, самыми тяжелыми будут 2009 и 2010 годы, но те, кто выживет, станут намного сильнее.