Украинские потребители, похоже, оправились от кризисных явлений в экономике. Для них во главе угла стоит не цена, а близость, удобство и ассортимент. Цена в качестве критерия выбора розничной точки для совершения продуктовых покупок осталась на третьем месте.

Фактор близости расположения точек розничной торговли к дому или пути с работы остается ключевым в списке критериев выбора магазина для покупки продуктов. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного по заказу «і» компанией iVOX Ukraine. Близость магазина к дому или возможность посетить его по пути с работы является решающим фактором для 38% опрошенных.

Четверть респондентов считает ключевым фактором в выборе магазина покупки продуктов на каждый день широту ассортимента. Этот довод занимает второе место с показателем 25%. И лишь на третьем месте по значимости в деле выбора розничной точки оказались низкие цены, которые собрали в общей сложности 21% голосов опрошенных.

Следует также отметить небольшое количество респондентов, которые привержены производить покупки раз в неделю, то есть являются потенциальными клиентами гипермаркетов и магазинов cash&carry. Таких насчитывается только 6%.

Фактор наличия бонусной или скидочной системы у ритейлера является слабой мотивацией для того, чтобы зайти в магазин. Всего 5% опрошенных готовы совершать покупки в конкретной розничной сети, будучи участником программы лояльности.

Некоторые различия есть в восприятии вышеперечисленных факторов покупателями разного пола. К примеру, женщины гораздо более склонны сделать выбор в пользу удобства. То есть для них фактор близости магазина к дому или на пути с работы несколько более весом, чем для мужчин.

Зато мужчины отдают большее предпочтение цене товаров в розничной точке. Если среди женщин этот фактор находится на третьем месте, то среди мужчин — на втором. Так, например, среди мужчин в пользу низкой цены высказались 25% респондентов, а среди женщин только 16%.

Совершенно парадоксальная ситуация со значимостью наличия бонусных и скидочных карт сети. Больший вес этот фактор имеет среди женщин и достигает 7%. В то же время мужчины, которые большее внимание уделяют именно ценам, считают наличие карточки сети не таким существенным. Среди них в пользу этого довода голос отдали только 3% респондентов.

Наибольшими адептами близости магазина к дому или его расположения на пути с работы домой является самая молодая группа респондентов. Среди тех, кому сейчас 16-29 лет, этот фактор имеет наибольшее значение — 46% респондентов. В других возрастных группах наблюдается большая готовность пройти пару лишних кварталов, так как всего треть опрошенных совершают выбор магазина по этому принципу.

Также стоит отметить, что значимость ассортимента растет вместе с возрастом. Если для молодежи широкий ассортимент важен в 21% случаев, то для тех, кому 45-59 лет — приверженцев хорошего выбора уже насчитывается 29%.

Аналогично только с возрастом приходит понимание важности бонусной системы или же системы скидок. Если среди тех покупателей, которым до 30, этот фактор занимает лишь последнее место (4%), то среди тех, кому до 60 — наличие карты сети уже превосходит по привлекательности возможность купить продукты на неделю вперед (9%).

Универсальность фактора расположения магазина видна в ответах в разрезе доходных групп. Среди людей с низким, средним и высоким доходом близость магазина к дому или по пути с работы является наиболее весомым и в равной степени важным фактором.

Второй в рейтинге фактор — широкий ассортимент — получил ожидаемый разброс ответов по доходным группам. Естественно, значение широкого выбора растет вместе с доходом опрошенных. Так, если среди респондентов с низким доходом данный фактор набрал 22%, то среди людей с высоким доходом его значимость выросла до 34%.

Прямо противоположная ситуация в значимости цены для покупателей магазинов, которые ранжированы по доходу. Безусловно, фактор цены имеет наибольший вес в группе людей с низким доходом. В его пользу высказались 28% респондентов. В то же время среди остальных доходных групп он имеет примерно одинаковый вес на уровне 16-17%.

Наличие же бонусной системы у ритейлера оказалось более значимым для группы покупателей со средним доходом. Их результат оказался большим, чем у респондентов с низкими доходами. Так, если среди первых бонусная карта является доводом зайти в магазин для 7% опрошенных, то для вторых — только для 4%.

Интересно, что примерно при одинаковой значимости низкой цены у людей со средним и высоким доходом оценка важности наличия бонусной или скидочной системы диаметрально противоположна. За этот пункт проголосовали 7% респондентов со средним уровнем доходов и полностью проигнорировали состоятельные покупатели.

Совсем не имеет отклика среди потребителей возможность покупки товаров с доставкой. В любом из разрезов такая возможность занимала последнее место. Например, идея купить товары с доставкой стала бы доводом посещения сети всего для 1% мужчин. Среди женщин такая идея вообще не нашла отклика.

Зато о такой возможности задумываются респонденты в возрасте 16-29 и 45-59 лет. Правда, тоже всего 1% в каждой группе. Так же неравномерное восприятие данной услуги наблюдается и в разрезе доходов. Тот же 1% приверженцев совершения покупок с доставкой нашелся среди людей со средним уровнем дохода. Для тех же, кто имеет низкий или же высокий доход, эта идея непривлекательна. Вероятно, такие услуги будут популярны на том этапе, когда станет возможно обслуживание клиентов супермаркетов на кассах самообслуживания.

iVOX — независимое бюро исследований, специализирующееся на проведении онлайн-исследований на основе онлайн-панели iVOX, а также используя базы респондентов, предоставляемые клиентами. Опросы проводятся с помощью исследовательской онлайн-платформы Socratos и специальной методологии. iVOX работает в Бельгии с 2004 г. и с 2008 г.— в Украине, проводя онлайн-исследования для широкого круга клиентов: FMCG и финансового сектора, коммуникационных и консалтинговых агентств, правительств, университетов.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments