Российский фармритейлер «Ригла» объявил о повторном запуске программы франчайзинга. Как говорится в сообщении компании, сегодня работают уже 10 партнерских аптек в Москве и Московской области. К концу года планируется увеличить их количество и расширить географию. Однако точное количество планируемых открытий и направление экспансии в компании не комментируют. В «Ригле» рассчитывают, что франшиза позволит «увеличить маркетинговую активность, повысить узнаваемость бренда в новых регионах».
Сейчас компания предлагает партнерам два варианта сотрудничества: партнеры смогут как открывать патеки под брендами «Ригла» или «Будь здоров», так и продолжать работу под собственной вывеской, перенимая только бизнес-технологии. Передача бизнес-технологий предполагает установку программного обеспечения, использование объединенной системы закупки товаров, возможность участия в маркетинговых программах производителей и др.
Это уже вторая попытка сети «Ригла» запустить программу франчайзинга. Впервые ритейлер начал развивать данный проект в 2004 г. Однако в 2006 г., имея 10 партнерских аптек, компания свернула это направление. По мнению участников рынка, тогда ритейлер столкнулся с трудностью управления и отслеживания поставок в аптеках-франчайзи и пришел к заключению, что открывать собственные аптеки экономически более целесообразно, чем вести дела партнерского договора.
Планы запуска программы франчайзинга в 2012 г. были также у компании «Аптечная сеть «36,6», о чем ее представители тогда рассказали Retailer.RU, однако реализованы они не были. Сейчас у «36,6» нет ни одного партнерского объекта, сообщили в компании.
А5, объявившая о намерении развивать программу франчайзинга в 2012 г., подобно «Ригле» была вынуждена свернуть проект. Причины такого решения в компании не комментируют, однако, как уточнил Антон Буздалин, сын совладельца А5, окончательно компания от своих планов не отказалась и сейчас разрабатывает «условия партнерского договора и прочие детали, которые в дальнейшем помогут запустить франшизу».
Среди российских ритейлеров по системе франчайзинга работают сети «Имплозия» и «Фармация». Однако первая обеспечивает только поставки товара в партнерские аптеки: ее франчайзи работают под своим именем. Вторая создала для развития партнерской сети отдельный бренд — «100 дорог», однако за год после запуска проекта был открыт только один франчайзинговый объект. «Дальнейших планов по развитию франшизы компания не имеет», — рассказал Евгений Богданов, генеральный директор «Фармации».
По словам топ-менеджера, развиваться по франчайзингу на фармацевтическом рынке сейчас проблематично. «Одна из главных проблем — это невозможность стандартизировать формат. Франчайзи не так просто найти помещения, подходящие по площади под требования франчайзера. Следовать другим требования также не все готовы. А без единства формата франчайзинг просто не имеет смысла. Поэтому небольшие аптечные ритейлеры предпочитают работать самостоятельно, а не покупать франшизу, пусть даже это дает им выгодные условия закупок и доступ к современным технологиям», — комментирует Евгений Богданов. Кроме того, у самих франчайзеров зачастую отсутствуют инструменты, которые бы позволили им контролировать поставки, наличие товара у партнеров и соблюдение других требований, отмечает топ-менеджер.
Справка
Аптечная сеть «Ригла» представляет розничный сегмент бизнеса Группы компаний «Протек». Основана в 2001 г. По результатам 12 месяцев 2012 г. выручка розничного сегмента группы увеличилась на 18,7% и составила 16,391 млрд руб.
В рейтинге Retailer Index 500 «Ригла» занимает 31 место среди компаний в категории «тяжеловесы» (компании с выручкой от 10 млрд до 30 млрд руб.).