Депутат нижней палаты парламента Маргарита Свергунова подготовила проект закона (есть в распоряжении РП) о внесении изменений в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", направленный на защиту товаропроизводителей. В частности, в федеральный закон предлагается включить норму, в соответствии с которой будут запрещены какие-либо выплаты хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им продовольственных товаров у лица, осуществляющего их поставку. Эта поправка, как считает Свергунова, защитит российских производителей товаров от выплат необоснованных вознаграждений торговым сетям. Сегодня на практике добросовестные производители, в том числе малые фермерские хозяйства и предприятия, не имеют возможности войти на рынок по той причине, что торговые сети требуют многомиллионных выплат за размещение товара на прилавках крупных магазинов. Сами представители фермерского цеха отмечают, что это далеко не единственная проблема на пути к сотрудничеству с крупным ритейлом.

Кроме идеи бесплатного допуска к прилавку, проект закона также предусматривает и запрет для ритейлеров удерживать выручку, полученную от продажи товаров. Часть 7 федерального закона предлагается дополнить пунктом 4 следующего содержания: "Продовольственные товары, реализованные в полном объеме поставки, подлежат оплате в срок не позднее, чем пять календарных дней со дня реализации таких товаров". Это нововведение должно решить довольно распространенную проблему — производители вынуждены длительное время ожидать оплату за ранее поставленный товар, что приводит к выпадающим доходам предприятий и значительно снижает возможность их дальнейшего развития. В ныне действующей редакции закона предусмотрена отсрочка платежа в сроки, привязанные к срокам годности товара, при этом максимальный срок может составлять 45 дней.

"Принятие подготовленного законопроекта действительно снизит издержки производителей продовольственных товаров, что в конечном результате приведет к снижению цен на продукты питания в целом по стране, — считает Свергунова. — Учитывая нестабильную экономическую ситуацию в стране, считаю, что поддержка товаропроизводителей и создание для них благоприятных условий является первоочередной задачей".

Несмотря на мнение автора законопроекта, трудно сказать, приведут ли предлагаемые нормы к позитивным последствиям для фермеров и покупателей продовольственных товаров. Не имея возможности брать плату (ретро-бонусы) за размещение товаров на прилавках, крупные торговые сети могут легко переложить свои потери на плечи рядовых покупателей, повысив отпускные цены.

Так или иначе, сами представители отечественного фермерства не смогли дать однозначного ответа, смогут ли предлагаемые нововведения решить проблему доступа в крупные сети. Более того, фермер и специалист по экологической сельхозпродукции Андрей Лысенков отметил, что, на его взгляд, государство в принципе не может ограничить ретро-бонусы и аналогичные им условия, поскольку это дело самих участников договора.

Однако все вознаграждения за "вход на прилавок", конечно, давят на поставщика и являются зачастую неподъемными. При этом стоит отметить, что такие крупные сети, как "Ашан", "Азбука вкуса" и "Перекресток", на сегодня практикуют программы по поддержке и продвижению частного отечественного производителя. "Они требуют от поставщиков лишь стабильности, объемов и сроков, и уже за срывы договоренностей в этой части поставщики могут получать определенные штрафные санкции, прописанные в договоре, — поделился Лысенков. — Что же касается малого бизнеса — не очень крупных фермеров, — то им просто трудно работать с крупными ритейлерами, потому что они не всегда могут выдержать соответствующие объемы поставок".

Фермер из Омской области Петр Шумаков рассказал РП о существовании и других подводных камней, которые мешают фермерам реализовывать свою продукцию там, где они этого хотят, и по тем ценам, по которым им это выгодно.

"Сегодня на зерновом рынке России 12 крупных посредников, и часто нас просто вынуждают отдавать продукцию "неучтенкой", по гораздо более низкой цене, чем она в действительности стоит. Сами мы на рынок выйти не можем, и вовсе не по причине маленьких оборотов наших производств. Причина в том, что для посредников сегодняшняя ситуация — это главный фактор их существования, и они, конечно, будут до последнего бороться за сохранение своих условий. Так что предлагаемый закон, если он будет работать, то как раз на посредников между ритейлом и фермерами", — констатировал Шумаков.

После введения продуктового эмбарго летом 2014 года российские власти в один голос заговорили о необходимости импортозамещения и делали акцент на необходимости подъема именно отечественного производителя. Шло время, и количество продовольствия из стран Европейского союза действительно уменьшилось, но по прилавкам российских торговых сетей вскоре стало понятно, что им легче поставлять продовольствие из других иностранных стран, чем поддерживать отечественных производителей. Появилась масса тех же фруктов или овощей из более лояльных нам Китая и Ирана. Благополучно добралось до нас и мясо из Латинской Америки, а именно Аргентины. Только для отечественных производителей мало что изменилось. И далеко не факт, что возможность размещения товаров без поборов ритейлера тут же откроет для небольшого российского хозяйства двери в крупные столичные сети. Сегодняшняя ситуация состоит в том, что именно сети находятся в самом выгодном положении, и маловероятно, что они так просто от него откажутся. Выходом в этой ситуации может стать создание бесприбыльного государственного ритейлера.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments