Администрации президента не понравилась идея предоставить поставщикам и ритейлерам полномочия, позволяющие им в рамках саморегулирования частично вывести себя из-под действия закона о торговле. В результате закрепление в законе саморегулируемых организаций (СРО) отложено на осень, несмотря на поддержку правительства.
Главное правовое управление (ГПУ) администрации президента раскритиковало идею наделить СРО ритейлеров и поставщиков широкими полномочиями, следует из письма помощника президента — начальника управления Ларисы Брычевой председателю комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Анатолию Аксакову (копия есть у "Коммерсанта"). Положения о СРО включены в поправки к закону о торговле группы сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой, которые в пятницу Госдума рассмотрит во втором чтении.
Предполагается, что СРО сможет не применять большинство ограничений, устанавливаемых в том же законопроекте,— например, запрет на превышение максимального совокупного размера вознаграждения (5%) поставщиков ритейлерам, запрет устанавливать виды вознаграждения, не предусмотренные законом о торговле, и т. д., пишет госпожа Брычева. "Таким образом, новые нормы фактически нивелируют содержащиеся в законопроекте и действующем законе основные ограничения и запреты",— резюмирует она. ГПУ предлагает либо исключить из законопроекта отсылки к правилам СРО, либо дополнить его положениями, которые обеспечат унификацию и сбалансированность этих правил, а также установить санкции за их неисполнение.
Господин Аксаков сообщил "Коммерсанту", что положение о СРО решено вынести в отдельный закон, проект которого будет отложен на осеннюю сессию. "Концептуально с идеей СРО согласны, но необходимо проработать детали, полномочия. Это должен быть развернутый документ",— пояснил депутат. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович доложил президенту Владимиру Путину, что сетям и поставщикам дали год на создание механизма саморегулирования.
ГПУ не против саморегулирования как такового, уверен заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов. По его словам, речь о том, что поправки к закону о торговле должны быть не схематичными, а детально проработанными, и Минпромторг полностью согласен с такой позицией. "Торопиться и пороть горячку тут не следует, так как это крайне важный вопрос для бизнеса",— констатирует он.
Для поставщиков пересмотр положений о СРО — позитивная новость, так как они будут лучше защищены законом, говорит член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин. СРО задумывалась именно как альтернатива законодательному регулированию, а не дополнение к нему, считает он: если ритейлеры в итоге не смогут написать свои правила работы организации, то потеряют к ней всякий интерес.
Бизнес продолжит искать эффективную модель саморегулирования, которая позволит потребительскому рынку быстрее преодолеть сегодняшний спад, отмечает глава Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. При этом чем жестче госрегулирование, тем меньше маневров для саморегулирования, опасается он, напоминая, что "в таком ключе уже работает межотраслевой экспертный совет". Саморегулирование в любом случае необходимо рынку, потому что невозможно записать в законе все тонкости коммерческого взаимодействия сторон или оперативно принимать новые правила исходя из экономической ситуации, добавляет директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков.
Как сообщал ранее "Коммерсантъ", Минпромторг разослал ритейлерам и поставщикам продовольствия проект концепции СРО — Российского национального совета потребительского рынка — в середине февраля. По задумке министерства, организация будет состоять из двух палат, торговли и производителей и поставщиков, а также включать в себя национальный торговый арбитраж. Для ритейлеров и поставщиков, которые не войдут в "Совет рынка", Минпромторг предлагал устанавливать жесткие ограничения: например, запретить розничным сетям работать в выходные и праздничные дни, продавать подакцизные товары (алкоголь и табак) и открывать новые гипер- и супермаркеты в городах, а поставщиков — лишить гарантий защиты во взаимоотношениях с ритейлерами в части сроков оплаты и размера бонусов.