Росалкогольрегулирование планирует ввести для предприятий общепита отдельную лицензию на торговлю алкоголем (сейчас кафе и ресторанам выдается лицензия на розничную торговлю, как и магазинам). Как рассказал "Известиям" президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, этот вопрос поднимался в конце января на заседании рабочей группы по повышению эффективности госрегулирования и конкуренции на алкогольном рынке у заместителя министра экономического развития Олега Фомичева. По словам Игоря Бухарова, отрасль настаивает на том, чтобы алкогольная лицензия рестораторов стоила дешевле, что может повлечь и снижение цен в заведениях. В пресс-службе Росалкогольрегулирования подтвердили, что сейчас в службе готовятся изменения в законодательство.
— Сейчас ведется разработка законопроекта о разделении розничных лицензий на торговлю алкогольной продукцией в магазинах и заведениях общественного питания, — сказали в пресс-службе ведомства.
После того как законопроект будет принят, уже возможно определение размера госпошлины для получения лицензии — ее устанавливает Минфин. Сейчас госпошлина составляет 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии.
— Мы продаем только 3% от всего реализуемого в России алкоголя, и это 30–40% от нашей выручки. А затратная часть гораздо больше, чем у магазинов: помимо зала еще кухня, склад, гардеробная, — объяснил Игорь Бухаров, почему алкогольная лицензия для рестораторов должна быть дешевле.
Он отметил, что ведет с властями переговоры о том, чтобы по лицензии для общепита не могли работать кафе-"наливайки", появившиеся после введения ограничений времени продажи спиртного в магазинах.
— Сейчас бывшая палатка ставит стол, два стула, говорит: "Мы — общепит" — и торгует алкоголем на вынос по ночам. А мы [рестораторы] от этого страдаем. Поэтому в лицензии для предприятий питания должно быть прописано, что потребление должно происходить только на месте, — говорит Игорь Бухаров.
Он также добавил, что введение дешевой лицензии для рестораторов может привести к снижению цен и на алкоголь, и на закуску.
— Есть общая ценовая политика предприятия, никто не рассматривает отдельно только цены на алкоголь. Но при снижении затрат предприятие снизит цены, — пояснил он.
С главой Федерации рестораторов согласен глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.
— Действительно, крупный гипермаркет платит за лицензию 65 тыс. рублей за все магазины и зарабатывает миллиард на этом [на розничной продаже алкогольных напитков]. Ресторан платит столько же и зарабатывает гораздо меньше, — заметил он.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз тоже считает, что более дешевая лицензия на спиртное для общепита будет способствовать снижению цен и повышению доступности времяпрепровождения в барах. Это, в свою очередь, повысит культуру потребления спиртного и будет способствовать выполнению соответствующего поручения правительства.
— Сейчас у нас только 20% городского населения посещает бары, кафе и рестораны, где выпивают только 3% от всей реализуемой в стране алкогольной продукции. На Западе в культурно пьющих странах — тех же Швеции, Дании, Финляндии — заведения посещают 80–85% населения — и городского, и сельского. В ресторанах и барах там выпивается порядка 40–45% всего алкоголя, — рассказал Вадим Дробиз.
По его словам, сейчас россияне выпивают преимущественно дома, в гостях и на улице.
— У нас кухонно-уличная культура потребления — наиболее способствующая алкоголизации. По статистике, в каждом регионе ежемесячно порядка 1–2 тыс. человек штрафуют за распитие алкоголя в общественных местах, — добавил Вадим Дробиз.
Ранее замглавы Минпромторга Виктор Евтухов выступал с идеей дифференцировать госпошлину на алкогольную лицензию в зависимости от размера компании: сделать скидку малому бизнесу (к которому относится и значительная часть ресторанов) и повысить тарифы для сетевых ритейлеров.