Доля сегмента готовой еды в розничном товарообороте продуктов питания по итогам 2025 года достигнет 4,5%, превысив прошлогодний показатель в 3,7% (5,8 трлн руб.), прогнозирует агентство «INFOLine-аналитика». Там считают, что в ближайшие три года рынок фактически удвоится, достигнув 9 трлн рублей. Значительная часть этого роста вызвана динамичным развитием сегмента готовой еды в ритейле: по данным аналитиков, к концу года она увеличится с текущих 16% до 25%. За взрывным ростом стоит упаковка: обеспечивая сохранность, вкус и визуальную привлекательность готовых блюд, упаковка позволяет масштабировать это направление торговли.

Поколение Z на диете готовой еды

Расходы на питание вне дома – значимая доля трат россиян. В 2024-м, по данным INOLine, она достигла 6,8%, причем у молодых потребителей в разы больше.

– Готовая еда становится важным драйвером продаж для сетей, – говорил на отраслевой конференции Яндекс Лавки «В чем соль» генеральный директор INFOline-Аналитика Михаил Бурмистров. –  Сегмент готовой еды растет быстрее, чем весь HORECA. Драйверами выступают мягкие дискаунтеры и онлайн-продажи, которые демонстрируют опережающую динамику. 42% заказов в общепите сегодня идут через собственные службы доставки и агрегаторы, а 34% — через агрегаторы.

Рост сегмента готовой еды стимулирует спрос на полимерную тару. Ритейлеры выдвигают повышенные требования к функциональности и качеству упаковки. Она должна быть герметичной, подходить для длительного хранения, соответствовать требованиям пищевой безопасности и быть совместимой с автоматизированными линиями фасовки и логистики. Полипропиленовые лотки под запайку пленкой отвечают всем требованиям рынка и стали отраслевым стандартом.

Мировые тренды пищевой упаковки

О главных трендах в мировой потребительской упаковке в рамках конференции «ПИЩЁВКА3D: Oktoberfest» рассказал Андрей Зотов, руководитель по отраслевым решениям дивизиона «Жесткая упаковка» компании СИБУР.

– Один из этих трендов — безопасность и качество. Современная упаковка должна защищать от воздействия негативных факторов окружающей среды, сохранять полезные свойства, вкус блюд и быть безопасной для потребителя, – поясняет Андрей Зотов. – К примеру, инертность полипропилена позволяет и разогревать, и замораживать еду.

Кроме этого, отмечает специалист, пищевая упаковка должна быть удобной и функциональной без потери внешнего вида продукта, а также иметь высокие барьерные свойства. То есть не допускать проникновение кислорода, влаги и посторонних веществ. За счет герметичности, легкости, низкого уровня деформации обеспечивается качество, свежесть и безопасность упакованных продуктов на протяжении всего срока их хранения. Визуальная составляющая играет немаловажную роль для маркетинга. Благодаря использованию пленки с эффектом антизапотевания продукт хорошо виден в прозрачном полипропиленовом лотке.

Тренд на экологичность тары и уменьшение выбросов CO² играет все большую роль на фоне реформы расширенной ответственности производителей (РОП). 100% перерабатываемые материалы и моно-структуры, использование вторичного сырья имеют преимущество. По мере ужесточения экологической повестки производители продуктов питания и упаковки будут уходить от многокомпонентных материалов, поскольку их переработка крайне невыгодна и не развита. В то же время полимерные моноупаковочные решения можно легко собрать и полностью переработать.

В качестве примера Андрей Зотов привел многоразовый полипропиленовый стакан для горячих напитков «на вынос». Такое решение постепенно вытесняет бумажный стаканчик. Мало кто знает, но на самом деле он состоит не только из бумаги, но и полимерной пленки, которой покрыт изнутри для защиты от размокания. Такая посуда в России практически не перерабатывается и просто отправляется на свалки. В то же время полипропиленовые стаканчики подходят для нагревания до +120°С и горячих напитков, герметичны, а главное — на 100% перерабатываются.

Вызовы и возможности

Несмотря на рост, рынок готовой еды в России сталкивается с вызовами в виде дефицита персонала, ростом себестоимости и налоговой нагрузки. Количество заведений общепита растет, но не все из них прибыльны, следует из аналитики INFOline. В качестве ответа на вызовы бизнес повышает производительность труда и сокращает издержки за счет внедрения автоматизации и роботизации. Унификация и стандартизация пищевой упаковки, отмечает Андрей Зотов, сегодня является ответом на тренд автоматизации. Полимерная упаковка максимально подходит для использования на современном оборудовании фабрик кухонь, автоматизированных складов за счет стабильности размеров, прочности, более легкого веса и длительного срока службы по сравнению с традиционными решениями.

Ставку на автоматизацию на полях конференции «В чем соль» подтвердила основатель FoodRetail.club Елена Воронцова. Она поделилась опытом азиатского рынка, где автоматизация и инновации стали ключом к успеху.

Еще один тренд, который отметил Андрей Зотов, — цифровизация. Упаковка становится все более «цифровой»: нанесенные QR-коды по типу «Честного знака» не только позволяют отследить происхождение и путь товара, но и получить рецепты. Компании сегодня активно внедряют системы маркировки продукции, позволяя покупателям получать подробную информацию о составе продукта его маршруте от производителя до полки магазина. Это повышает доверие потребителей и укрепляет репутацию брендов. Полимерная упаковка позволяет наносить любую необходимую информации для брендинга и отслеживания происхождения товара.

Почему фабрики кухонь делают ставку на полипропилен?

Но почему сегодня в России так популярна упаковка для готовой еды из полипропилена? По словам Зотова, тара, произведенная из этого сырья, имеет ряд преимуществ, важных для сегмента готовой еды и напитков.

– Выбор этого материала обусловлен несколькими факторами, – поясняет эксперт. – Во-первых, рынок полипропилена в России стабильно обеспечен. Кроме этого, материал является безопасным решением для контакта с пищевыми продуктами. Полипропилен способен выдерживать как заморозку, так и высокую температуру при разогреве, механические нагрузки. У него наивысшие показатели ударопрочности среди распространенных полимерных материалов, что важно для сохранности упакованных продуктов при различных условиях. Он позволяет использовать газомодифицированную среду для продления срока хранения продуктов. Экологичность – это другой важный фактор: возможность полной переработки и относительно низкая эмиссия СО² делают полипропилен привлекательным выбором с точки зрения устойчивого развития.

Кроме этого, Андрей Зотов обратил внимание на высокий уровень компетенций отечественных производителей упаковки, которые хорошо освоили переработку полипропилена. Совместные разработки R&D-подразделений СИБУРа, производителей продтоваров и тары приводят к тому, что упаковка уже не просто отвечает высоким стандартам, но и сама фактически становится драйвером рынка. Улучшение барьерных свойств, мультифункциональность и другие характеристики позволяют расширять географию поставок фабрик кухонь в направлении юга России, Дальнего Востока, других регионов, где аналитики видят потенциал роста сегмента готовой еды.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.