К сентябрю минпромторг предложит правительству схему поддержки незащищенных слоев населения через продовольственные карты покупателей.

О возможности ввести подобную систему в России говорится в стратегии развития торговли до 2020 года, которая утверждена приказом министра промышленности и торговли.

"Российская газета" выяснила, что в основе этой программы заложен опыт регионов, о котором мы писали в номере за 2 февраля 2015 года в статье "Карты в прикупе".

Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов прокомментировал "РГ" грядущие новации, среди которых, кстати, будут еще и продовольственные ярмарки.

— Виктор Леонидович, что в министерстве подразумевают под продуктовыми картами?

— Главное, не надо их путать с отголоском прошедших времен тотального дефицита, с карточной системой распределения, при которой количество получаемых продуктов нормируется.

Но это и не дисконтная система, при которой предъявитель карты, как в Тульской области, получает при покупке продуктов скидку. В данном случае цели шире, поэтому и механизм иной.

Речь идет о современной безналичной адресной продовольственной помощи населению и поддержке эффективного отечественного товаропроизводителя. Правильнее всего эту помощь называть — программой дополнительного питания, причем исключительно свежими скоропортящимися продуктами по образцу food stamps.

— То есть это программа улучшения питания, да?

— Улучшения структуры питания определенным категориям граждан, которые не могут себе позволить приобретать нужное количество здоровых продуктов. В итоге россияне получат возможность вместо дешевых суррогатов покупать свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока — пастеризованное, вместо консервов — свежий салат и овощи. Не тушенку впрок, не макароны и крупы, и тем более не алкоголь.

С одной стороны, это будет система поддержки населения, которая даст людям возможность купить широкий спектр продуктов местного производства.

А с другой — поддержка отечественного, прежде всего регионального сельхозпроизводства, продвижения отечественных товаров. С третьей — будет поддержан спрос и ретейл. А это увеличение потребления, а значит, рост экономики. Таким образом, косвенно получателями субсидий станет и местный продавец, и местный производитель продуктов, и местный животновод, и местный производитель кормов, и местный хлебороб. То есть все звенья экономики региона. При этом стимулируется создание локальных рабочих мест.


Спиртное не покупать!

— Как практически это может работать?

— Предполагается, что каждый месяц гражданам на обычную расчетную банковскую карту из бюджета будут перечислять некую фиксированную сумму. Сейчас в Кировской области, которая реализует пилотный проект, — это 1000 рублей (об этом опыте и писала "РГ". — Ред.).

В течение фиксированного промежутка времени, например, месяца, данную сумму надо потратить. Причем только на свежие скоропортящиеся продукты питания любых российских производителей в любом магазине, который в заявительном порядке подключился к процессингу этой системы. Иначе деньги, точнее, баллы, "сгорают". Эти суммы нельзя обналичить, нельзя накапливать. Спиртное из продовольственной "корзины" исключено.

— Вы уже определились со списком продуктов?

— Предполагается, что это будут мясо и мясная гастрономия, в том числе колбасы, молоко и молочная продукция (скорее всего, с небольшими сроками годности, то есть самая свежая продукция), овощи, фрукты, ягоды, хлеб и хлебобулочные изделия (кроме круп, макарон и товаров с длительными сроками хранения). Конечно же, рыба. В Кировской области, например, за период реализации проекта количество продуктов, которые можно купить по карте, удвоилось и на сегодняшний момент их около трех тысяч от 44 местных товаропроизводителей. Довольны все — и производитель, и потребитель, и торговля.

— Где и как можно будет людям получить карты?

— Скорее всего, этим займутся местные органы соцзащиты. Соответственно, социальные службы будут определять и категории населения для оказания такой помощи. Далее банк — участник проекта выпускает и обслуживает продуктовые карты.


Бюджет поможет

— Сколько всего россиян сегодня по вашим оценкам нуждаются в социальных продуктовых картах?

— Целевая аудитория прямых получателей субсидии может быть очень широкая, критерии могут быть разными — малоимущие, пенсионеры, многодетные семьи, школьники, студенты и т.д. Здесь должен решать регион.

Сегодня в России до 10 миллионов проблемных семей с детьми, а многодетных семей один миллион. Они нуждаются именно в таком комплексном подходе к их интересам.

Тем не менее к решению проблемы нужно подходить осторожно, без шаблонов и тотального единообразия. Денежные возможности у регионов разные. Кроме того, в каждом регионе своя структура населения и специфика. Объединив все базы данных регионов в одну, можно выявить самых обездоленных и расширить зону продовольственной адресной поддержки.

Опыт с продовольственными картами будет гармонично вписываться в общий государственный антикризисный план.

— Хватит ли денег в бюджете?

— Сейчас мы ведем консультации с заинтересованными ведомствами. Вероятнее всего, деньги будут поступать по двум каналам: из федерального и регионального бюджетов. В Кировской области, как я уже говорил, регион на карту зачисляет тысячу рублей. Если учесть, что половину расходов в прожиточном минимуме составляет продовольственная корзина, то есть 3,5 тысячи рублей, то одна тысяча рублей (почти треть корзины) весьма ощутимый вид адресной помощи семье.

Ехал на ярмарку

— Виктор Леонидович, минпромторг подготовил рекомендации по организации ярмарок в стране. Почему именно их?

— Мы работаем над развитием всех форматов торговли, а не только ярмарок. Просто ярмарки — это самый быстрый, простой и эффективный способ "вытащить" на рынок продукцию мелких и средних хозяйств, хозяйств населения. Развитая ярмарочная торговля позволит нарастить их производство.

Кроме того, ярмарки по сути являются эффективными бизнес-инкубаторами — то есть инфраструктурой, позволяющей с минимальными затратами и рисками начинающим предпринимателям открывать торговое дело, а мелким отечественным производителям — получать дополнительные и гарантированные каналы сбыта с последующим расширением своих производств.

— Зачастую на ярмарках торгуют импортными продуктами — картошка из Египта, яблоки из Израиля. Будет определена доля преобладания отечественных продуктов над импортными?

— Никаких ограничительных и квотных моментов не будет. Должна быть здоровая конкуренция. Не должны же мы запрещать продавать бакинские помидоры, только потому что они импортные. У нас нет такой задачи. Места должно хватить всем.

Сама постановка вопроса, что кому-то на ярмарке не хватает места, кто-то не может попасть на ярмарку — абсурдна! Ведь если не хватает мест — расширь ярмарку, открой новую, а не создавай искусственный дефицит мест. Чем больше торговцев — тем выше конкуренция, ниже цены и больше возможностей для производителей увеличить объемы производства. И именно на это и нацелена наша политика.

Принцип работы государственной ярмарки — пригласить всех, ни одна заявка на участие в ярмарке не должна быть не удовлетворена. Кроме того, необходимо развивать институт профессиональных организаторов ярмарок — приоритет должен быть закреплен за отраслевыми профессиональными союзами.

Места хватит всем

— Хорошо, подам я заявку, а свободных мест нет!

— Тогда организатор обязан предоставить продавцу на выбор свободные места на других ярмарках. А при невозможности — на следующей ярмарке, в порядке очередности заявок. Но это плохой вариант.

Нехватка торговых мест на ярмарках как системное явление не должна допускаться. В наших городах достаточно свободных пространств для организации ярмарок. Возникающий дефицит торговых мест приводит к ограничению конкуренции, сопряженному, как правило, со злоупотреблениями.

Ситуации, когда возникает конкурсный или иной отбор участников, тоже не является нормальной.

— Кто будет контролировать развитие ярмарочной торговли и кому пожаловаться местным торговцам, огородникам и фермерам?

— Организационные вопросы должны решаться на уровне субъекта Федерации и муниципалитетов, но в случае если проблема приобрела системный характер, минпромторг, как регулятор отрасли, не оставит ее без внимания. Кроме того, наши документы — именно руководство к действию, так как наше министерство отвечает за формирование торговой политики в России.

— Где министерство рекомендует проводить ярмарки?

— Конечно же в местах, генерирующих наиболее активные пешеходный и покупательский потоки: городские площади, популярные пешеходные бульвары, территории вблизи гипермаркетов и супермаркетов и, конечно же, исторически зарекомендовавшие себя места проведения ярмарок. Ярмарки — настоящее украшение любого города. Чем больше их будет — тем интереснее, "живее", разнообразнее и комфортнее будут наши города. Ведь не секрет, что унылости в советской застройке хватает.

— Если ярмарки не включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов, то как этому виду торговли "пробиваться" на территории городов?

— Для проведения ярмарки не требуется выделения земельного участка и оформления земельно-правовых отношений, поэтому ярмарку можно организовать на любой подходящей площадке, в первую очередь на территориях общего пользования.

Органы государственной власти субъектов должны сформировать к ближайшему времени справочную общедоступную систему ярмарочных площадок. Обращаю внимание, это не схема размещения нестационарных торговых объектов. Это — информационная система для того, чтобы все желающие могли начать торговлю. Ведь именно эту задачу мы сейчас решаем.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar