Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) планирует подготовить проект реестра добросовестных интернет-магазинов с конкретными характеристиками к середине 2017 г. Об этом заявил в интервью ТАСС директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.
"Мы предлагаем создать консорциум организаций и ассоциаций, работающих на рынке e-commerce, основной задачей этого консорциума будет создание саморегулируемого и самообновляемого реестра участников рынка электронной коммерции", — сказал он. "Сроков по созданию этого реестра пока не поставлено. Я очень надеюсь, что мы подготовим конкретный проект где-то к середине 2017 г.", — добавил Плуготаренко. Он подчеркнул, что идею нужно тщательно проработать, чтобы все в нее поверили и захотели бы помогать в ее реализации или хотя бы не препятствовать. "Нам предстоит еще провести переговоры с государством и рядом игроков, и в итоге обозначить сроки (запуска реестра — прим. ред.)", — отметил Плуготаренко.
В качестве стимулов интернет-магазинам, находящимся в реестре, можно было бы предложить "весомые "бенефиты", пояснил директор РАЭК. Среди них — приоритизация появления в поиске, облегчение отношений с контролирующими органами государства, больший поток покупателей за счет доверия пользователей, уточнил он. "Сейчас эти критерии прорабатываются в рамках кластера РАЭК и с участием заинтересованных организаций, которые станут ядром такого консорциума", — отметил Плуготаренко.
Предполагается, что интернет-магазины будут попадать в реестр по итогам рассмотрения специальной комиссией. На их рейтинг также будут влиять обращения пользователей по специальной "горячей линии". Таким образом, рейтинг недобросовестных магазинов будет снижаться, и в итоге они могут быть совсем исключены из реестра.
Сейчас создание реестра обсуждается с отраслевыми ассоциациями, с Координационным центром национального домена .ру и .рф, с РОЦИТом, с Институтом развития интернета (ИРИ). "На очереди – профильные госструктуры и рядовые игроки отрасли e-commerce", — пояснил директор РАЭК.
"Создание подобного реестра позволило бы нам продемонстрировать саморегулирование отрасли и показать государству, что не требуется зачищать этот рынок и вводить новые запретительно-ограничительные меры. Нужно просто доверить тому, что выработала отрасль, и присмотреться к этому, хотя бы ближайшие пару лет оставить этот сегмент относительно в покое. ", — уверен Плуготаренко.
Регулирование электронной торговли
Вопросы развития и регулирования электронной торговли неоднократно поднимался руководством страны. Так, в начале ноября президент РФ Владимир Путин провел совещание по данным темам. Глава государства не раз подчеркивал, что российские и иностранные участники рынка электронной торговли в РФ должны работать в одинаковых условиях. Однако, нормативное регулирование "нормативное регулирование не всегда поспевает за высокими темпами развития отрасли", отмечал он.
"Электронная торговля — это, с одной стороны, драйвер развития всей экономики, а с другой — наиболее критичный элемент ее структуры. Этот сегмент, очевидно, не может не подвергаться регулированию", — уверен Плуготаренко.
Сегмент электронной коммерции в России, по данным РАЭК, представлен следующими категориями: онлайн-ритейл (в 2015 г. составил 589 млрд руб., в 2016 г. ожидается рост на 18%), онлайн-трэвел (в 2015 г. 315,3 млрд руб., в 2016 г. — рост на 15%) и услуги в интернете (включая заказ такси, покупку купонов и билетов на мероприятия, доставку еды и так далее; всего 147,2 млрд руб. за 2015 г., в 2016 г. — рост на 15%). При этом общий объем экономики Рунета (контент и сервисы) в 2015 г. составил 1,35 трлн руб., а рынок электронных платежей — 588 млрд руб., что в совокупности эквивалентно 2,4% ВВП. По прогнозам РАЭК, в 2016 г. экономика Рунета превысил 1,58 трлн руб, а объем онлайн-платежей составит 686 млрд руб. Аудитория Рунета в возрасте от 12 лет в 2016 г. составит 86 млн человек.