Госдума на заседании в пятницу приняла в первом чтении проект закона о потребительской корзине в целом по РФ в 2011-2012 годах, внесенный правительством РФ.
Потребительская корзина представляет собой некий набор товаров и услуг, необходимых для минимального удовлетворения потребностей граждан в течение года. В ее состав входят продукты питания (хлеб, крупы, картошка, мясо, молоко, рыба, сахар и так далее), непродовольственные товары (в частности, одежда, обувь, белье и лекарства), а также разного рода услуги (плата за жилье, водо- и газоснабжение, транспортные услуги и другие).
Она определяется, исходя из научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также фактического состава, структуры и объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях и влияния на потребление населения социально-экономических, демографических, природно-климатических и иных факторов.
Документ устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения на ближайшие два года в том составе и тех объемах, которые предусмотрены законом о потребительской корзине в целом по РФ, действующим с 1 января 2005 года. Таким образом, законопроект оставляет еще на два года те показатели потребкорзины, которые были установлены пять лет назад.
Согласно этим нормам, одному трудоспособному человеку в месяц полагается почти девять килограммов картошки, чуть менее двух килограммов свежих фруктов, три килограмма мясных продуктов и немногим больше одного килограмма рыбы.
Кроме того, в одном плаще, осеннем пальто или куртке, а также зимней верхней одежде россиянам полагается ходить больше семи лет. Чулочно-носочные изделия потребительская корзина позволяет менять каждые два месяца, а всего шесть пар обуви полагается на три года и два месяца. При этом обновлять свое постельное белье, исходя из данных потребкорзины, россияне могут аж два раза в год.
Законом о прожиточном минимуме предусмотрено, что потребительская корзина должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Несмотря на то, что нынешние нормы действуют больше этого срока и существенно отклонились от фактического потребления типичного домохозяйства, правительство предлагает оставить их еще на два года.
Это объясняется тем, что с 2013 года предлагается перейти к определению потребительской корзины на основе применения нормативно-статистического метода, предусматривающего включение продуктов питания по нормам в натуральных объемах, а непродовольственных товаров и услуг — по их доле в общих потребительских расходах малоимущих семей. Однако ее параметры еще нуждаются в дополнительной проработке.
"Финансово-экономическое обоснование к новой потребительской корзине, содержащее оценку дополнительной потребности средств федерального бюджета в связи изменением величины прожиточного минимума, может быть сделано после завершения разработки состава и количественных показателей потребительской корзины", — отмечается в сопроводительных документах к законопроекту.
Правительство добавляет, что в 2010 году при подготовке и рассмотрении проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на 2011-2012 годы, учитывается оценка величины прожиточного минимума, рассчитанной на основе уже существующей потребительской корзины.
"Прогнозные оценки величины прожиточного минимума, рассчитанной на основе новой потребительской корзины, могут быть учтены в 2012 году при подготовке материалов к проекту федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", — добавляют авторы документа.
Поэтому законопроектом и предлагается продлить еще на два года действующие нормы потребкорзины.