Он с детства любил играть в магазин. История успеха А.Яковлева ("Глобус Гурмэ").
В гостях: Андрей Яковлев, генеральный директор и совладелец "Столичной торговой компании", сооснователь сети гастрономов "Глобус Гурмэ".

ЛИХАЧЕВА: 9.06 в столице, доброе утро, вы слушаете "Финам FM", меня зовут Елена Лихачева, здравствуйте. Сначала, как обычно, в начале программы статистика нашего сайта finam.fm. Кстати, именно там в разделе "Программы" вы и найдете страничку нашей передачи "Они сделали это!". Там мы собрали уже около 300, даже больше 300 интервью с людьми, которые, несмотря ни на что, в нашей стране все-таки что-то делают, создают компании, сети, вкладывают, действительно ошибаются, потом за это же несут ответственность. В общем, каждое утро встают и отправляются делать свое дело, потому что действительно по-другому не могут. Так, значит, кто из 300 гостей за последние два года оказался наиболее популярным на сегодняшний момент, на вторник?

Так, значит, статистика такая. Сергей Выходцев, один из самых действительно интересных и, не побоюсь этого слова, известных предпринимателей, инвесторов у нас в России. На данный момент он глава компании "VELLE", он создатель брендов "Инвайт" и "Быстров". Далее в тройку лидеров, по-моему, второй раз уже попала Татьяна Пилат, она основательница одной из лидирующих в своем сегменте компаний, компании "Леовит нутрио", также профессор, доктор медицинских наук. И, наконец, Михаил Кокорич попал в тройку лидеров, недавно приобретший компанию "Техносила". Вот эти и многие другие интервью, пожалуйста, читайте. Давайте еще раз напомню, где можно не только почитать, но и посмотреть, послушать. На нашем сайте finam.fm. Вы, конечно же, можете комментировать высказывания наших гостей, задавать вопросы, сегодня имеет смысл задавать вопросы в первую очередь нашему сегодняшнему гостю. И кто же у нас сегодня в гостях, узнаем буквально через пару секунд.

Когда нашего гостя спрашивают журналисты: "И как же так у вас все получается?" он привычно отвечает: "Ну, это, наверное, семейное, потому что прадед держал лавку в дореволюционные времена, а я с самого детства любил играть в магазин". Присмотритесь к вашим мальчикам. Если они у вас умеют, любят играть в магазин, то вполне возможно их ждет такой же путь, как нашего сегодняшнего гостя. Андрей, доброе утро.

ЯКОВЛЕВ: Доброе утро, Елена, доброе утро, Москва.

ЛИХАЧЕВА: Давайте сначала послушаем вместе с Москвой, со всеми рубрику "Статус", потом начнем разговор.

Статус: Андрей Яковлев, генеральный директор и совладелец "Столичной торговой компании", сооснователь сети гастрономов "Глобус Гурмэ".

Как это делалось: Окончил механико-математический факультет МГУ имени Ломоносова, позже Российскую экономическую академию Плеханова, факультет финансы и кредит. Работал в розничной сети "Азбука вкуса", где прошел карьерный путь от продавца до генерального директора компании. В 2004 перешел в "Столичную торговую компанию", в 2005 вместе с партнерами открыл первый магазин сети гастроном премиум-класс "Глобус Гурмэ". Женат, воспитывает дочь и сына.

ЛИХАЧЕВА: Еще раз, Андрей, доброе утро. Мы, разумеется, в прямом эфире, нас можно не только слушать, но и смотреть, на finam.fm прямая трансляция. Вы можете задать любой вопрос, который касается и "Глобус Гурмэ" и вообще, в принципе, предпринимательского опыта нашего сегодняшнего гостя, видимо, как такой флешбэк и про "Азбуку вкуса" можно что-то, наверное.

ЯКОВЛЕВ: Конечно.

ЛИХАЧЕВА: Да и вообще, в принципе, про российский ритейл, уж тем более в премиум-классе. 5533 – номер для ваших SMS-вопросов, вопросы, пожалуйста, начинайте на русскую букву "Я": "Я", пробел, потом вопрос. Ну, и, опять-таки, на нашем сайте finam.fm тоже можно задать любой вопрос Андрею. Так, Андрей, скажите честно, это вам не пиарщики придумали вот это про дореволюционную лавку деда?

ЯКОВЛЕВ: Нет, абсолютно нет, это действительно правда. Но, если честно, нет подробностей этой истории. Я знаю, что да, это было, он тоже был в ритейле.

ЛИХАЧЕВА: Купцом, короче говоря, был.

ЯКОВЛЕВ: К сожалению, подробностей истории вот так у нас семейно не сохранилось, в революционные времена они ушли из жизни. Но вот то, что корни идут оттуда, что на каком-то генетическом уровне вот это заложено, это действительно правда, это не придумка.

ЛИХАЧЕВА: То есть, вы прирожденный коммерсант, генетически это заложено?

ЯКОВЛЕВ: Трудно сказать, коммерсант. Можно, знаете, как вспомните советские времена, торгаш, как раньше говорили.

ЛИХАЧЕВА: Да.

ЯКОВЛЕВ: Эта наша профессия, к сожалению, была очень непопулярна в советское время.

ЛИХАЧЕВА: Ой, слушайте, я тут недавно сидела со своими родственниками, и там люди старшего поколения в присутствии других людей, которые там занимаются давно и очень успешно торговлей, опять рассказывали про каких-то: "Ну, эти, ну, они торгаши". Все так переглянулись. Так что это не прошлый век, это и сейчас у нас: "Вот они, торгаши". Как их еще называют? Хапуги.

ЯКОВЛЕВ: Да, спекулянты.

ЛИХАЧЕВА: Спекулянты.

ЯКОВЛЕВ: И так далее. Вы знаете, Елена, мне очень нравится этот бизнес и эта сфера, наверное, по одной самой важной причине, если из рационального говорить – то, что ежедневно происходит контакт с конечным потребителем, то, что ритейл – это некий такой публичный бизнес. Ты каждый день получаешь обратную связь о своей деятельности, о своей работе, о своем бизнесе. Она по-разному выражается, в том числе по тем деньгам, которые человек оставил в кассе в твоем магазине.

Это тоже некая обратная связь, то, что ты делаешь, правильно ты делаешь, неправильно, что нужно делать и так далее. Вот это мне очень нравится, вот этот ежедневный драйв, фактически ежедневный драйв, он по мне. Вот, наверное, это есть призвание – не призвание, какие-то такие ощущения.

ЛИХАЧЕВА: Слушайте, а вы не подсели вот на этот ежедневный подсчет доходов: "Так, сколько у нас сегодня средний чек? Мы сегодня сколько? Какая у нас сегодня выручка?" Я просто знаю, что некоторые люди, у которых вот магазины свои, вот правда, они вечером так: "Все, пошел кассу снимать". Условно говоря, если, конечно, маленький магазинчик, это по-другому называется. У вас?

ЯКОВЛЕВ: Нет, до такого еще не дошло. Я, конечно, отслеживаю статистику, естественно, цифры тоже смотрю, контролирую. Но драйв – он не в этом заключается, не в подсчете наличности.

ЛИХАЧЕВА: Уточните, потому что сейчас вас многие представят таким Кощеем, который такой: "Денежки, денежки".

ЯКОВЛЕВ: Нет.

ЛИХАЧЕВА: Нет, да?

ЯКОВЛЕВ: Нет, конечно, нет.

ЛИХАЧЕВА: И, тем не менее, средний чек сколько сейчас составляет?

ЯКОВЛЕВ: 2500 рублей.

ЛИХАЧЕВА: Уже 2500, да?

ЯКОВЛЕВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: Это за счет инфляции? Просто последняя информация, проходившая, было около 2000. Это за счет инфляции или за счет того, что все-таки…

ЯКОВЛЕВ: Ну, и за счет инфляции, конечно, и цены растут. Хотя вот это тоже распространенное заблуждение для тех, кто не внутри ритейла, что цены, во всяком случае, продуктов в ритейле – они обгоняют инфляцию или соответствуют инфляции.

Я вам скажу так, мы делаем замеры, у нас внутренняя инфляция, как мы ее называем, где-то половина от официальной. То есть если официальная инфляция 8-10%…

ЛИХАЧЕВА: Что значит внутренняя инфляция? Поясните, пожалуйста.

ЯКОВЛЕВ: Это значит, как изменяются наши цены на наши товары внутри нашей сети год от года. Вот мы берем, например, замер на 1 февраля 2010 года и на 1 февраля 2011 года. Смотрим топ-100 самых продаваемых позиций, на них розничные цены и сравниваем корзину эту. Вот изменяется, год от года меняется где-то наполовину от официальной инфляции. То есть если официальная инфляция 8-10%, то у нас где-то порядка 4-5% всего изменяются цены.

ЛИХАЧЕВА: А за счет чего у вас так здорово получается? Вы же все-таки львиную часть ваших продуктов импортируете.

ЯКОВЛЕВ: Львиную, не львиную – действительно она достаточно существенная, к сожалению, пока российский производитель особенно в премиум-сегменте нам дает недостаточный выбор для того, чтобы предоставлять больше отечественной продукции на полках. Но, во-первых, курс достаточно стабилен. Мы не берем те скачки, которые были в первой волне кризиса, которые происходят последние несколько месяцев. В основном курс более-менее стабилен. Плюс те же импортеры и производители на Западе зачастую, вот я помню ситуацию 2008-2009 года, когда резко зашкалил курс доллара и евро, специально, понимая, что это отразится в курсовой разнице и отразится на ценах и на российском рынке, очень многие поставщики и импортеры шли навстречу и просто давали большие скидки для того, чтобы нивелировать ситуацию вот с этим курсом, со скачками курса. Поэтому мы где-то пытаемся сдерживать рост цен, в том числе за счет своей маржи, тоже понимая, что резкие скачки цен, они ни к чему хорошему не приведут, и потребители будут недовольны, и ощущение общее у потребителей будет негативное.

ЛИХАЧЕВА: Вот как раз в пандан Олег спрашивает: "А кто же все-таки определяет цену на определенные товары? Несколько раз сталкивался с тем, что один и тот же товар в вашей сети и в каком-нибудь другом магазине даже с той же датой и маркировкой отличается чуть ли не в два с половиной раза". Такая вот реплика.

ЯКОВЛЕВ: Бывают такие ситуации. Здесь влияет несколько факторов. Если напрямую отвечать на вопрос, кто определяет, есть разные методы. В "Глобусе Гурмэ" определяется, есть некие внутренние нормативы рентабельности или маржинальности той или иной группы, той или иной категории, мы по ним определяем.

ЛИХАЧЕВА: А средняя маржинальность на данный момент, так чтобы сразу мы понимали?

ЯКОВЛЕВ: У нас одна из самых высоких вот гросс-маржа, как мы ее называем, то есть это прямая маржа, в которой не учитывают ни списание, ни собственное производство, затраты на собственное производство и так далее – она очень высокая, она порядка 46%, гросс-маржа.

ЛИХАЧЕВА: Но из нее мы потом вычитаем…

ЯКОВЛЕВ: Из нее мы потом вычитаем огромное количество денег.

ЛИХАЧЕВА: И на выходе получается?

ЯКОВЛЕВ: Огромное количество процентов. И, знаете, получается примерно среднерыночная эффективность, хотя тут вот предмет особой нашей гордости, мы в 2010 году рентабельность по EBITDA сделали больше 9%, это больше, чем у лидеров рынка, больше, чем у "X5", у "Магнита" и так далее. Ну, понятно, у нас немножко другая ситуация, мы не открывали новых магазинов. А открытие любого нового магазина, а тем более сотнями когда открывают крупные сети, оно, естественно, влияет на общую рентабельность на три года.

ЛИХАЧЕВА: Значит, 9% рентабельность – это предмет зависти на сегодняшнем ритейле, правильно я понимаю?

ЯКОВЛЕВ: Ну, это выше лидеров рынка.

ЛИХАЧЕВА: Это хорошо?

ЯКОВЛЕВ: Это предмет гордости, так скажем. Я не думаю, что кто-то завидует прямо, но предмет нашей небольшой гордости.

ЛИХАЧЕВА: Но понимают, что у вас там тоже достаточно много проблем.

ЯКОВЛЕВ: Так вот продолжая по…

ЛИХАЧЕВА: Про ценообразование.

ЯКОВЛЕВ: Про ценообразование, да. Огромное количество факторов влияет. Если крупные сети, у них там зачастую конкурентно, они смотрят, сколько на полке у конкурента, ставят не выше и так далее. У нас немножко по-другому, и действительно бывают ситуации, когда один и тот же товар совершенно стоил, безусловно, не в разы, тут немножко преувеличено утверждение, но на какие-то проценты, может быть, даже на десятки процентов дороже, чем у конкурентов или у других игроков рынка, так скажем, не у конкурентов, а у других игроков рынка. Все очень просто. Вы понимаете, "Глобус Гурмэ" – это очень нишевой, небольшой бизнес, всего семь магазинов. Вообще по западной терминологии сетью только считается в теории та компания, у которой от семи и выше магазинов. Вот у нас всего семь магазинов.

ЛИХАЧЕВА: Вы на грани сейчас?

ЯКОВЛЕВ: Да, мы на грани.

ЛИХАЧЕВА: На грани сети.

ЯКОВЛЕВ: Уже сеть и еще не сеть. Значит, шесть в Москве и один в Питере. Соответственно, я думаю, что прекрасно слушатели наши представляют, что закупочная, так скажем, сила нашей сети несоизмерима меньше, просто микроскопически меньше, чем у лидеров рынка. И если "X5" или "Магнит", или "Седьмой континент", или другие игроки, "Ашан", "Метро" могут покупать, условно говоря, в кавычках, какой-то товар вагонами, то мы покупаем ящиками. Естественно, и выходные цены для нас другие от производителя. И, соответственно, входная цена уже другая, наши издержки, которые мы несем, помещение в центре города, арендные ставки в разы выше, количество персонала в разы больше, чем в аналогичных форматах, в тех же супермаркетах обычных сетей, соответственно, это влияет на конечную цену.

ЛИХАЧЕВА: То есть, в принципе, с точки зрения потребителя, я, заходя в ваш магазин, плачу не за то, что у вас там товар лучше или свежее, или экологичнее, а за то, что он находится в центре, я могу купить его в центре, и мне там не нахамит продавщица, в принципе. За сервис, но не за сам продукт?

ЯКОВЛЕВ: И соглашусь с вами, и не соглашусь.

ЛИХАЧЕВА: Давайте вот как раз с этого момента через одну минуту как раз и продолжим. Я еще раз представляю нашего сегодняшнего гостя. Гендиректор и совладелец "Столичной торговой компании", это, может быть, ни о чем не говорит, а вот то, что он сооснователь сети гастрономов "Глобус Гурмэ", которых теперь уже семь, как мы выяснили, шесть из них в Москве и только один в Санкт-Петербурге. Андрей Яковлев у нас сегодня в программе. Пожалуйста, вы можете задать любой вопрос. 5533 – номер для ваших SMS-вопросов, начинайте их на русскую букву "Я". Ну, можно на нашем сайте finam.fm тоже задать вопрос.

ЛИХАЧЕВА: Андрей Яковлев у нас сегодня в программе. В детстве он играл в магазинчик, доигрался, теперь он сооснователь сети гастрономов "Глобус Гурмэ", премиум-ритейл. Об этом мы сегодня тоже будем говорить, но сейчас остановились на том, за что же все-таки платят покупатели, заходя в ваши, прямо скажем, недешевые магазины, мягко говоря. За что же он все-таки платит?

ЯКОВЛЕВ: Он платит за эксклюзивный ассортимент, которого больше 80%, если по количеству, а если мы смотрим по продажам, это больше и 90%. То есть те бренды, те вещи, которые сравнимы, которые есть, я условно, сейчас никого не буду рекламировать, условный "Домик в деревне", который есть и в "Перекрестке" и в "Седьмом континенте", и у нас. Да, действительно, у нас он немного будет дороже, но в основном это эксклюзивные позиции, это наше собственное производство, это та самая кулинария готовая, полуготовая, полуфабрикаты, по доле которой мы вообще лидерами на рынке являемся, больше 35% доля продаж у нас именно этой продукции, которую мы сами производим. Еще 1500 наименований, которые только у нас можно найти, из мировых брендов и так далее. Платит за эксклюзивный ассортимент, за качество, за свежесть, за гарантию качества. Тоже один из любимых всегда вопросов ко мне: "На какие суммы мы выкидываем товар?" Мы выкидываем на гигантскую сумму. Представьте, в масштабах семи магазинов где-то на 10-12 миллионов рублей ежемесячно мы просто товары выкидываем в помойку. Это в закупочных ценах, это не в розничных ценах.

ЛИХАЧЕВА: Это, может быть, у вас неправильные закупки какие-то?

ЯКОВЛЕВ: У нас правильные закупки.

ЛИХАЧЕВА: Неправильно рассчитываете?

ЯКОВЛЕВ: Я возьму на себя такую смелость так утверждать. Все рассчитано, где-то всегда бывают ошибки, но это мелочи жизни. Это плата за концепт, это плата за свежесть, это плата за качество.

ЛИХАЧЕВА: Какими бумагами, какими, может быть, сертификатами и, может быть, чем-нибудь другим вы подтверждаете то, что ваша продукция свежая, экологичная и так далее? Это я тоже неслучайно спрашиваю. Вот, например, Оксана тоже, видимо, во время вашей речи про свежесть пишет, что недавно купила… Не буду говорить, что, потому что слишком большой какой-то перечень, что она там накупила у вас, "и в результате, извините, значит, не выходила из туалета около трех дней". То есть отравился человек. Такое тоже ведь… Вот это не обязательно комментировать, но все-таки вот чем вы подтверждаете свежесть и экологичность продуктов?

ЯКОВЛЕВ: Если с точки зрения законодательства и формально, мы подтверждаем всеми необходимым документами, которые требуются нашим санитарно-эпидемиологическим законодательством и прочими нормами. Это все, безусловно, все документы есть, любой покупатель может придти в магазин и попросить любые документы, ему все предоставят, покажут, для этого не обязательно обращаться в органы и ждать проверок, это все, безусловно, есть. Случай с Оксаной, безусловно, печальный, и тут надо разбираться, потому что легче всего просто сказать: "Да, я купила у вас продукт и отравилась", мы с огромным вниманием отнесемся к ее обращению в тот магазин, где она покупала продукт, и будем расследовать эту ситуацию. Таких ситуаций у нас за семь лет, сколько проект существует и сколько мы на рынке, никогда не происходило.

ЛИХАЧЕВА: То есть никто не пытался, например, обратиться и заработать, например, денег на "Глобус Гурмэ"?

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, пытались, разные попытки были, и обращались, и мы проводили расследования, и обращались в Роспотребнадзор, и обращались во все инстанции, и приходили проверки, и все расследовали. Пока ни одного случая подтвержденного не было, чтобы кто-то нашей продукцией прямо отравился и что-то такое случилось.

Действительно, как и в любой рознице, бывает, что вскрывают упаковку брендированную, и там оказывается продукт не соответствующего качества. Но, к сожалению, вы понимаете, мы не можем все, что с фабрики приходит упакованное, вскрыть и проверить. То, что качество нашей продукции, которую мы сами производим, мы, кроме бумаг, отвечаем, прежде всего, репутацией. Это для нас в нашем бизнесе, возвращаясь к публичности бизнеса, я считаю, что это самый главный актив – это наш бренд и наша репутация на рынке. Ничего другого, ни красивые магазины, ни огромные вложения, ни цены, ни эксклюзивный товар…

ЛИХАЧЕВА: В принципе, да, если вдруг, не дай Бог, пойдет какой-нибудь слух, что…

ЯКОВЛЕВ: По большому счету, по сравнению с этим несравнимо.

ЛИХАЧЕВА: Вы говорите все время о том, что достаточно много зарабатываете на собственной продукции собственного производства. В процентах можно? Вот от 100% вашей прибыли вы зарабатываете именно на том, что вы делаете непосредственно, видимо, в самих же магазинах, то есть там же производство находится?

ЯКОВЛЕВ: У нас достаточно сложная система, у нас есть центральное производство, где производится та продукция, которая имеет невменяемый срок хранения, то есть от больше 12 часов, это выпечка какая-то, кондитерские изделия и так далее, которая без ущерба для качества может транспортироваться в магазины. И в каждом магазине плюс к этому есть кухня, где еще производится та продукция, которая имеет очень ограниченный срок хранения. Например, я не знаю, наверное, немногие слушатели наши знают, что майонезные салаты, заправленные майонезом, вообще по нормативам по нашим до 6 часов должны всего лишь иметь срок хранения, после этого они должны с прилавка убираться, что и происходит, в принципе.

ЛИХАЧЕВА: Так сколько все-таки процент?

ЯКОВЛЕВ: В обороте трудно сказать, сколько зарабатываем, потому что это очень условный вопрос. Что такое "зарабатываем"? Вот в обороте продукция собственного производства занимает в разных магазинах по-разному, в целом по сети около 35%.

ЛИХАЧЕВА: Ничего себе.

ЯКОВЛЕВ: Это самая большая доля, в принципе, в сетях.

ЛИХАЧЕВА: А почему сложно сказать, что зарабатываем?

ЯКОВЛЕВ: Потому что как считать? Если мы считаем в выручке, это 35%. Но вот у нас примерно в сети 1200 человек персонала работает. Вот представьте, из них треть, это 350 человек – это поварской состав, это люди, которые работают на наших кухнях. Треть сети – это повара. Поэтому вот если мы вычтем из оборота все расходы на оборудование, на его обслуживание, на персонал и так далее, то вполне возможно, что это не будет лидер по конечному заработку, вот эта категория, собственное производство.

ЛИХАЧЕВА: Но вы же наверняка рассматриваете именно вот этот ваш сегмент как наиболее, может быть, привлекающий клиента.

ЯКОВЛЕВ: Конкурентное преимущество, безусловно.

ЛИХАЧЕВА: Да. Потому что в основном, конечно, люди к вам заходят… Ну не в основном, но очень большая часть заходит, именно туда сразу прямиком идут.

ЯКОВЛЕВ: Безусловно.

ЛИХАЧЕВА: И что-то сопутствующее еще покупает.

ЯКОВЛЕВ: Безусловно. Эта группа и все группы, как мы называем, свежие или свежак в нашем таком жаргоне.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Насчет свежака, хороший вопрос: "Закупаете ли вы у российских фермеров продукцию?" Вы говорили в начале программы, что львиную долю вы закупаете все-таки у импортеров. Кстати, львиная – это сколько?

ЯКОВЛЕВ: Мы закупаем, сами привозим где-то порядка 1500 из 10000 тысяч товаров – этот тот собственный импорт и эксклюзивный, который только в "Глобусе" можно найти. А у дистрибьюторов, у оптовиков, которые в Москве, я думаю, что если откинуть собственное производство и взять только брендированный товар, то, конечно, порядка 90% – это импортный.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Вот сейчас вы меня, может быть, поправите, но очевидный факт, что достаточно много предложений со стороны российских фермеров и через каких-то посредников, и напрямую можно. Но, в принципе, эту тему можно поднять. И, таким образом, и фермеров отечественных поддержать, в общем, как-то и в тренде быть, и думаю, что покупатели будут довольны. Почему в эту сторону не идем?

ЯКОВЛЕВ: Елена, вы знаете, я вам более того скажу, не то, что не идем, а мы первые это стали делать на рынке. Вот когда мы в 2005 году в июне-месяце открыли первый гастроном на Якиманке, в торговом центре "Гименей", мы первые, я это утверждаю и готов это спорить со всеми, доказывать, первые из российских сетей стали продавать фермерскую продукцию. И слушатели или слушательница, которая задала вопрос про фермерскую продукцию, я сразу понимаю, что она не является постоянным посетителем "Глобус Гурмэ", потому что иначе она бы прекрасно это знала. У нас лидер продаж в молочной продукции – это фермерская продукция, это не мировые бренды, не российские бренды, это фермерская продукция.

Это творог, сметана, молоко, яйца – вот это все мы первые. Знаете, есть, тоже она уже стала притчей, это прекрасная история, как мы искали этих фермеров. Мы объездили крупнейшие рынки, посмотрели, где торгуют, нашли фермеров.

ЛИХАЧЕВА: Говорят, что на столичных рынках столичных фермеров нет.

ЯКОВЛЕВ: Первые фермеры у нас из деревни Семхоз из-под Сергиева Посада. Теперь через год уже, если фермерша раньше, женщина сама ездила, делала небольшие объемы молочной продукции и на Даниловский рынок возила и сама стояла, то через год, когда мы начали с ней работать, она уже приезжала на Мерседесе, условно говоря, и у нее было уже восемь рабочих подсобных.

ЛИХАЧЕВА: То есть женщина так поднялась с помощью "Глобус Гурмэ"?

ЯКОВЛЕВ: Она поднялась. В этом смысле мы оказываем поддержку российскому фермерству. У нас топы продаж по охлажденному мясу, по охлажденной птице, по молочке – это фермерская продукция.

И когда в последние годы очень тема эта популярная, и вот там есть в Интернете много проектов по фермерству, и когда люди объявляют, что вот "мы эту тему подняли", мне всегда так немножко смешно с одной стороны, с другой стороны обидно, потому что семь лет назад мы эту тему начали первые из российского ритейла продуктового.

ЛИХАЧЕВА: То есть, в принципе, можете сказать, что эту тему таки начали вы?

ЯКОВЛЕВ: Таки начали мы, абсолютно.

ЛИХАЧЕВА: И это они сделали. Андрей Яковлев у нас сегодня в программе. Кстати, на самом деле вот в этом вопросе я с вами, действительно, спорить не буду, потому что уж очень давно действительно наблюдается в ваших магазинах вот именно эти небольшие островки, где продается то, о чем вы говорили. Генеральный директор и совладелец "Столичной торговой компании" у нас сегодня в программе, сооснователь сети гастрономов "Глобус Гурмэ", Андрей Яковлев, еще раз скажу, еще раз его представлю. Еще раз напомню, что вы можете задать любой вопрос. 5533 – это номер для ваших SMS-вопросов, начинайте их, пожалуйста, на русскую букву "Я". Можно на нашем сайте задать вопрос – finam.fm. Давайте продолжим разговор о том, как вы двигаетесь и развиваетесь на рынке в современном ритейле московском, все-таки, наверное, московском. Вопрос следующий: "Почему не двигаетесь никуда в регионы?" Точнее, вы двигались, в Уфе были какие-то телодвижения, не только, были планы, но сейчас по факту все-таки исключительно почти в Москве из семи магазинов шесть все-таки находится здесь.

ЯКОВЛЕВ: Да, да.

ЛИХАЧЕВА: И движения дальнейшего не происходит. Поэтому давайте вот с этой темы как раз начнем через три минуты, сразу после кратких новостей.

ЛИХАЧЕВА: И еще раз доброе утро. Андрей Яковлев у нас сегодня в программе, гендиректор и совладелец "Столичной торговой компании", сооснователь сети гастроном "Глобус Гурмэ". Начинал он свою карьеру продавцом в павильоне "Деликатесы" на Кутузовском проспекте, потом "Азбука вкуса", ушел, когда было семь "Азбук вкуса", теперь семь "Глобус Гурмэ". Семь лет назад они стартовали "Глобус Гурмэ". Действительно, какая-то магическая цифра.

ЯКОВЛЕВ: Магия цифр.

ЛИХАЧЕВА: Магия цифр. Так, ну, ладно, давайте от магии к делам практическим. Почему все-таки вы на данный момент имеете семь только "Глобус Гурмэ", шесть из них в Москве? Хотя были попытки все-таки выхода в регионы, но я так понимаю, что не получилось.

ЯКОВЛЕВ: Да, были попытки не очень удачные. Мы не самостоятельно выходили в регионы, наши партнеры по франчайзингу открывали магазин в Уфе. И вот так сложилось, он открылся 1 ноября 2008 года, как мы помним, самое-самое вползание в кризис, и, к сожалению, не смогли партнеры должным образом его запустить, этот проект там на месте именно потому, что другие бизнесы их подсели, провалился из-за кризиса. Ну, ряд факторов случился, хотя я уверен, что выбор Уфы и место в Уфе был правильным, адекватным. Но вот не сложилось, закрылся этот проект, во всяком случае, под брендом "Глобус" он уже не работает, мы франчайзинг расторгли. Тем не менее, и были планы у нас, было намечено 15 российских топ-городов, в которые мы хотели выйти. Тоже кризис помешал, и немножко пересмотрели мы и сейчас модель развития. И надо понимать, и мы это хорошо понимаем, "Глобус" – это нишевой проект, это проект малотиражируемый с точки зрения масштабов, с точки зрения количества магазинов. Мы видим потенциал Питера еще как минимум на один, а то и на два магазина, мы очень активно ищем место и помещение последние два, а то и почти три года, в Питере. К сожалению, для нас мест пока не находится, было несколько таких почти подходящих помещений. К сожалению, абсолютного такого идеала пока не нашли. Также мы намерены еще в Москве, наверное, два-три магазина в хороших местах и в правильных местах, как только они появятся. Для нас количество – не сама цель. В нашем случае размер не имеет значение, имеет значение качество. Мы очень активно работаем над внутренним содержанием.

ЛИХАЧЕВА: Но пока и емкость рынка не позволяет, и не позволяет, что самое главное, как вы сказали, большого количества просто подходящих мест.

ЯКОВЛЕВ: Location подходящих пока не находим.

ЛИХАЧЕВА: Скажите, пожалуйста, если размер – для вас это не главное, то почему вы не рассматриваете для себя еще одно направление, такие небольшие действительно, такие премиум, но не большие магазины, магазинчики, может быть, в каких-то элитных поселках, в каких-то вот правильных действительно местах, где есть платежеспособная аудитория, там такие маленькие магазинчики. Хороший же тоже путь.

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, путь имеет право на существование, у нас много предложений, и действительно и от элитных поселков, и по таким помещениям небольшим. Вопрос формата, он нам не очень близок в таком урезанном виде, мы много раз рассматривали и моделировали эту ситуацию, просчитывали. Пока с бизнес точки зрения, нам не интересно в этот формат идти. Хотя как раз такого формата… Я бы, скорее, ожидал его появления не в сетевом формате, не то, что это какая-то сеть сделает, а все-таки я считаю, что в перспективе появление, и, так скажем, приближение к модели ритейлов в Западной Европе, Америки, когда есть много тематических лавок, тут сырная лавка, тут мясная лавка. Ну, лавка – естественно, мы это условно называем, магазинчики. Тут кондитерский магазин, тут булочная. Это неизбежно, мы, безусловно, будем к этому приходить. Но это будут, скорее, не сетевые форматы, а вот такие частные бизнесы семейные, они обязательно будут появляться, как только…

ЛИХАЧЕВА: Ваш прогноз такой, да, что будут?

ЯКОВЛЕВ: Мой прогноз такой. То есть в перспективе это то, чего абсолютно точно не хватает Москве и вообще крупным городам, то, что когда-то мы потеряли, что было до революции, и то, что есть, повторюсь, и в Европе, и в Америке, в цивилизованных странах, обязательно это будет, это вопрос времени.

ЛИХАЧЕВА: Наряду с огромными супермаркетами, которые почти всегда расположены где-то за городом, действительно существует огромное количество небольших лавочек, где ты знаешь продавца, жену продавца, детей продавца, они тоже тебя знают. И это действительно такой поход, может быть, больше даже за эмоциями, общением и какими-то продуктами. И вы считаете, что это будет развиваться.

ЯКОВЛЕВ: Я считаю, что да.

ЛИХАЧЕВА: Так что, друзья мои, записывайте. Если есть желание открыть маленький небольшой семейный магазинчик, вполне это может быть перспективно, по крайней мере, со слов нашего сегодняшнего гостя. Давайте несколько вопросов, потом продолжим. Инна спрашивает: "Скажите, пожалуйста, какую долю от оборота у вас занимает продажа через Интернет-магазин?" И следующий вопрос: "Сколько у вас заказов примерно через магазин в месяц?"

ЯКОВЛЕВ: Через Интернет-магазин?

ЛИХАЧЕВА: Ага.

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, у нас нет Интернет-магазина, мы долго подходили к этому проекту, сейчас вплотную подошли, он стартует в начале следующего года. Мы не делаем больших на это ставок и считаем, что, по моим оценкам, не больше 3-4, максимум 5% когда-то мы достигнем. Я убежденный сторонник того, что продуктовый ритейл никогда не будет заменен онлайн-торговлей, это Интернет-торговля, в отличие от других ритейлов не продуктовых, от бытовой техники, может быть, и сопутствующих товаров и так далее. Тем более, в премиум-сегменте, потому что покупка в премиум-ритейле – это покупка на эмоциях, это покупка глазами, это покупка…

ЛИХАЧЕВА: Носами.

ЯКОВЛЕВ: Носами, губами. Поэтому здесь в онлайн-торговле никаких больших перспектив я лично не вижу. Тем более, например, то, что можно покупать, и то, что давало бы большой оборот, алкоголь, онлайн-продажи запрещены нашим законодательством, хотя многие сети, вот тут это такой элемент нечестной, я считаю, конкуренции, обходят это разными обходными маневрами. Вот мы недавно проводили эксперимент, в трех Интернет-магазинах купили спиртное, причем даже в запрещенное время, в ночное, и вот эти схемы такими белыми нитками…

ЛИХАЧЕВА: Не надо их сейчас озвучивать.

ЯКОВЛЕВ: Да, да, кто этим занимается, все знают. Так что это, безусловно, будет. Мы в начале следующего года запускаем этот проект. Но это исключительно для удобства наших постоянных клиентов, те, кто точно знают, что ему нужно, чтобы не толкаться в Московских пробках, мы будем, конечно, такой проект запускать. В какие-то серьезные бизнес-перспективы я не верю.

ЛИХАЧЕВА: Ясно. Спасибо за исчерпывающий ответ. Следующий вопрос от Алексея: "Доброе утро, Андрей. Скажите, каким образом можно попасть на полки вашей сети? Сколько стоит вход в один магазин? Эксклюзивный экспортер элитных оливок и оливкового масла из Греции" – это вот подписался Алексей.

ЯКОВЛЕВ: Как таковой никакой цены входа нет, тем более, это запрещено законодательством.

ЛИХАЧЕВА: Что делать тогда?

ЯКОВЛЕВ: Первейшее условие – чтобы товар соответствовал премиальному концепту, чтобы это было действительно вкусно, красиво, подтверждено действительно документами, качеством и так далее.

Дальше надо связаться с нашим отделом закупок, все координаты на наших сайтах есть, и договариваться.

ЛИХАЧЕВА: Сильно вы по цене так прессуете что ли ваших поставщиков? Многие как раз поставщики вот именно на это жалуются, что, даже если, что почти фантастика, не буду сейчас с вами спорить, но почти фантастика, нет входа, нет входного билета, то дальше потом так начинают опускать по цене, что, в общем, даже уже не интересно работать.

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, это, мне кажется, кто-то ошибается, это не про нас. Как раз я могу предположить или, вернее, даже не предположить, а я знаю, что все крупные сети, особенно федеральные, лидеры рынка, действительно для них важна и для их потребителя важна цена. Поэтому все начинают прессовать по цене, по минимуму закупки. Как раз у нас наше большое преимущество с этой точки зрения, что нам важно качество. Цена для нашего потребителя все-таки вторична.

ЛИХАЧЕВА: Ну да, если средний чек 2500, то, в общем, да.

ЯКОВЛЕВ: Мы работаем для людей, которые готовы платить за качество. Поэтому вот здесь немножко не соглашусь со слушателем.

ЛИХАЧЕВА: Понятно. Так, вот Людмила еще пишет: "Дорогой магазин, конечно, прекрасный. Я живу рядом с таким на Ленинградском шоссе, сотрудники магазина моют из шланга мусорные контейнеры, и вонючая жидкость растекается по всему двору, не говоря о круглосуточном движении "Газелей" через двор. Будем жаловаться в Роспотребнадзор". Я думаю, что подобного претензии поступают в адрес и ваших семи магазинов, видимо, ежедневно, если не ежечасно.

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, нам больше немножко повезло, чем сетям, которые располагают сотнями магазинов внутри города.

ЛИХАЧЕВА: Да, я вообще не знаю, как они.

ЯКОВЛЕВ: Потому что у нас, по-моему, один или два магазина, которые соседствуют с жилыми домами, в основном мы в торговых центрах, где инфраструктура позволяет, не нарушая ничей покой, спокойно заниматься своим делом и вести бизнес. Безусловно, это большая проблема для всех, для всего ритейла, не только продуктового, для всего городского ритейла, потому что большинство помещений из старых времен, они, конечно, инфраструктурно не приспособлены под торговлю. Безусловно, возникают постоянные конфликты. Я знаю, вот наши коллеги из "Азбуки" не могли несколько месяцев открыть один из магазинов на Ленинском проспекте именно по этой причине. Там был затяжной конфликт с жильцами дома. Это, безусловно, такая проблема для ритейла.

ЛИХАЧЕВА: У вас есть специальный штат, может быть, людей или отдельные люди, которые вот этим как раз занимаются?

ЯКОВЛЕВ: Которые общаются с жильцами?

ЛИХАЧЕВА: Ну, да, в общем, такие разруливают вот эти проблемы.

ЯКОВЛЕВ: Безусловно, есть люди, которые занимаются контактами и внешними, и с госорганами, с жильцами, и оформлением документации и так далее. Зачастую в том числе и я на себя беру эту функцию. Вы знаете, если есть конкретные жалобы, мы готовы все проблемы решать и все вопросы рассматривать. В наши магазины круглосуточной доставки нет, поэтому вряд ли круглосуточное движение "Газелей". Ну, обращайтесь, будем все вопросы решать.

ЛИХАЧЕВА: Так, еще конкретный такой от Вячеслава вопрос: "Каковы средние ваши арендные ставки?" И на этом мы с ритейлом московским, пожалуй, закончим. Если можете, ответьте.

ЯКОВЛЕВ: Могу, конечно, ответить. Ставки очень большие, тем более, для продуктовых магазинов, то, о чем я говорил, есть внутренняя составляющая, которая заставляет нас в том числе высокую маржу держать.

ЛИХАЧЕВА: Но "очень большие" – это как-то не ответ.

ЯКОВЛЕВ: Очень большие, я озвучу цифру. Доходит до 1500, до 2000 долларов за квадратный метр в год.

ЛИХАЧЕВА: О Господи.

ЯКОВЛЕВ: Но это верхняя планка, от 500 до 2000, вот так скажу.

ЛИХАЧЕВА: То, что вы расставались с торговыми центрами там на Новом Арбате и не только, это связано исключительно с повышением арендных ставок?

ЯКОВЛЕВ: Это связано с огромным количеством факторов. Мы, знаете, так не Боги, не провидцы, мы когда-то угадываем место, когда-то не угадываем, когда-то возникают новые факторы, которые мы не смогли, не сумели предусмотреть и так далее. В частности на Новом Арбате, да, была тяжелая ситуация, тяжелая ситуация с паркингом.

ЛИХАЧЕВА: Это в "Весне", да?

ЯКОВЛЕВ: В "Весне", да. Тяжелая ситуация со ставками, когда у нас ставка была фиксирована в долларах, и когда курс уже стал 35, и все кричали, что будем доходить до 50 и так далее, арендодатель не пошел ни на какие уступки, ни на какие льготы, и так далее, ну, всегда закрытие магазина любого – это тяжелейшее решение: а) потому что огромные деньги вложены, у нас один магазин стандартный, вот как в "Весне", стоит 4-5 миллионов долларов вложений; б) это очень тяжелая моральная травма, потому что любой магазин для нас – это как такой ребенок…

ЛИХАЧЕВА: Ну, вкладываешься же.

ЯКОВЛЕВ: …Каждый из магазинов – это индивидуальный проект, это индивидуальный такой концепт, это свои отличительные особенности, свои изюминки, и, конечно, когда делаешь, мы делаем это командой на неком всегда драйве, хочется чего-то нового, нового для наших клиентов привнести, и когда закрываешь это – естественно, очень сильно жаль.

ЛИХАЧЕВА: Сколько закрыли? Вот сейчас работает семь, сколько закрыли вы за семь лет работы?

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, мы закрыли один в Питере – "Варшавский экспресс", в "Весне", и в Барвихе и на Шмидтовском, то есть четыре магазина.

ЛИХАЧЕВА: Ну, в принципе, не так уж и много, в общем-то, да? Еще раз представляю нашего сегодняшнего гостя, генеральный директор и совладелец "Столичной Торговой Компании", сооснователь сначала "Азбуки вкуса", а потом "Глобус Гурмэ", и "Азбуки вкуса" когда-то было семь, и теперь семь "Глобус Гурмэ", Андрей Яковлев у нас сегодня в программе. Почему вы все-таки ушли из "Азбуки", вы же там с самого начала, как в одном интервью сказали: "Вот из той самой лавки, где я начинал простым продавцом лавки деликатесов на Кутузовском проспекте, выросла потом "Азбука вкуса". Ну, может быть, некоторое преувеличение, но можно и так сказать. И потом все-таки ушли. Почему?

ЯКОВЛЕВ: Давайте я сразу чуть-чуть поправлю, я не был никогда сооснователем "Азбуки", я был там всегда наемным менеджером, там прекрасные ребята основатели, они остаются акционерами.

ЛИХАЧЕВА: Но, тем не менее, все оперативное управление практически… Нет?

ЯКОВЛЕВ: Там были разные этапы развития компании, из чисто семейного такого дружеского бизнеса я пришел, действительно, в павильон "Деликатесы", и было два павильона на тот момент в компании – на Кутузовском и на Ленинском, работало человек сорок всего в компании, и вот из семейного бизнеса выросло действительно в очень хорошую сеть, и мы осень уважаем "Азбуку", я очень люблю и "Азбуку", и магазины, я считаю, что это изумительные, одни из лучших магазинов России, очень высокого европейского уровня, действительно, супермаркеты. Почему ушел? Ну пришло, значит, такое время, пришло мое время уходить, два года проработав генеральным директором сети "Азбука вкуса", у меня первый этап, первый контракт закончился, при обсуждении условий второго контракта мы не сошлись во мнениях, прежде всего, по целям и по развитию сети, по стратегии развития сети, ну, и я посчитал для себя более интересным заниматься новыми проектами и новыми делами.

ЛИХАЧЕВА: Быстро вы нашли инвестора на ваш новый проект?

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, как ни странно, да. Вот я всегда тоже вспоминаю и говорю, я, как пришел в "Азбуку", то есть, это был 1996 год, да, на четвертом курсе я еще учился, я с тех пор не работал, был безработным всего три дня. Вот 15 мая 2004 года у меня был последний день работы в "Азбуке", а 18-го я уже вышел на новое место. Да, действительно, очень повезло, меня познакомили со Львом Ароновичем Хасисом накануне, перед майскими праздниками, мой близкий товарищ познакомил, и мы быстро сошлись во мнениях, что есть ниша, что есть потенциал, что "давайте делать вот этот новый проект", и уже 18 мая я был на новом месте работы.

ЛИХАЧЕВА: И вы уже договорились?

ЯКОВЛЕВ: Да, и мы уже договорились.

ЛИХАЧЕВА: Скажите, если бы сейчас подобная ситуация повторилась, вы бы сейчас стали искать инвестора с тем, чтобы сейчас выйти с подобным проектом на московский рынок?

ЯКОВЛЕВ: Я думаю, вряд ли.

ЛИХАЧЕВА: Время ушло, или как?

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, время никогда не ушло, потенциал у рынка всегда есть, и это всегда доказывает Западная Европа и Соединенные Штаты, и вообще, цивилизованный мир, уж насколько там жесткая конкуренция и насколько там все форматы присутствуют, и все равно постоянно появляются новые проекты, вот один из последних, например, которым я восхищаюсь – итальянский проект "Eataly", игра слов: "eat" – "еда", и "Italy" – "Италия". Например, я так понимаю, они по франчайзингу или в партнерстве в Нью-Йорке открыли на Манхэттене потрясающий магазин, просто изумительный концепт, вот казалось бы, ничего, все, рынок давно поделен, давно высокая конкуренция, в отличие даже от московской – и все равно новые замечательные проекты. Почему я бы не стал? Потому что экономически тяжело сделать одиночный эффективный проект, одиночный – я имею в виду, состоящий из одного магазина, в российских условиях, когда нужно большое количество товара самому импортировать, когда нужно отдельно работать, когда инфраструктура бизнеса еще не совсем сложилась, нужно затевать, как мне кажется, экономически более эффективный сетевой проект, потому что та команда, которая должна все это обеспечивать, в рамках одного магазина, вполне возможно, не будет окупаема, как бизнес-идея. Если это проект, как мы говорим, "арт-проект для души", если экономическая составляющая вторична, а первичен сам концепт, вот сделать, "я сделал это" – то тогда, конечно, нужно дерзать.

ЛИХАЧЕВА: Но есть какой-то дополнительный бизнес, который кормит.

ЯКОВЛЕВ: Да, который как-то поддерживает. Если говорить о конечной эффективности проекта, то тяжело сделать полноценный хороший продуктовый проект, не делая его сетевым. К сожалению, вот такая реальность.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо вам большое за искренний ответ. Как раз хотела вас поспрашивать, что же было самое сложное в построении "Глобус Гурмэ", но вы практически уже ответили вот тем, что вы сейчас сказали. Тем не менее, для вас лично что было самым таким тяжело дающимся за вот эти последние семь лет, может быть, до конца даже не решенным? Вот что вас, знаете, как говорят, бесит до сих пор: "Ну что это такое, не получается и не получается"?

ЯКОВЛЕВ: Вы знаете, с точки зрения концепта если говорить, я считаю, что, условно, такая внутренняя оценка, если, например, сам концепт, подбор ассортимента, обеспечение качества ассортимента, качества товара, ну более-менее, наверное, "четверочку" можно по пятибалльной шкале заслужить, то, конечно, сервис пока еще "три с минусом", вот я для себя так оцениваю. Это тот вопрос, который тяжело очень решаем, особенно в условиях нашей действительности, но как я всегда, опять же, говорю, 75 лет у нас отбивали культуру обслуживания, культуру сервиса…

ЛИХАЧЕВА: Вообще культуру.

ЯКОВЛЕВ: …И невозможно за 20 лет даже это восстановить, должно несколько поколений все-таки пройти, поэтому вот это тот фактор, над которым еще работать и работать, я это совершенно четко осознаю, и это то, где мы совершенно несовершенны, извините за тавтологию, и то, над чем нам еще предстоит очень много-много работать.

ЛИХАЧЕВА: Скажите, вот если я подобного рода вопрос задам вам лично, что вас лично в самом себе до сих пор, ну, вы, конечно, очень молодой человек, да, сорока, наверное, еще нет, или есть?

ЯКОВЛЕВ: 35.

ЛИХАЧЕВА: Вот. Что вас все-таки в самом себе до сих пор как-то вот не устраивает, над чем работаете?

ЯКОВЛЕВ: Там много чего, много таких черт. Нет, на самом деле, иногда очень хочется полениться, иногда даешь себе слабину. Вот я, безусловно, это бывают такие периоды, когда немножко расслабляешься, все-таки нужно собирать волю в кулак, я хочу это делать почаще, если честно. Хотя приходится периодами разными много работать, и чуть больше бывает, чуть меньше, но я считаю, что расслабляться нельзя, и вот это меня всегда гложет, когда я…

ЛИХАЧЕВА: Когда хочется расслабиться.

ЯКОВЛЕВ: …Да, когда хочется расслабиться, и когда немножко даешь слабину.

ЛИХАЧЕВА: Есть у вас какой-нибудь в жизни дополнительный драйв? Вот вы в начале говорили, что результат, который ваша деятельность приносит практически ежедневно, действительно, его можно пощупать, это, наверное, правда очень привлекательно, вот в вашем бизнесе, и постоянно этот контакт, постоянная отдача со стороны аудитории, да. Есть ли какой-нибудь дополнительный драйв в вашей жизни, который бизнеса не касается, который заводит так же сопоставимо, как вот этот драйв, о котором вы говорили в начале?

ЯКОВЛЕВ: Друзья, общение, общение с близкими, с друзьями. У меня очень большой круг общения, наверное, безусловно, нельзя назвать большое количество друзьями, скорее, хорошие знакомые, товарищи, но общение с большим количеством людей, с разными людьми, с разными взглядами, с разными ценностями, с разными судьбами – оно очень реально мне помогает и заводит, и дает отдых, дает, конечно, выхлоп, выход какой-то.

ЛИХАЧЕВА: Назовите, пожалуйста, три темы, которые за последний период времени вам запомнились, именно те темы, которые вы обсуждали с вашими друзьями, с близкими?

ЯКОВЛЕВ: Ну, безусловно, политика.

ЛИХАЧЕВА: Что именно, ну конкретно, что вы именно обсуждали?

ЯКОВЛЕВ: Ну как, у нас через несколько дней выборы.

ЛИХАЧЕВА: А, вы обсуждали выборы?

ЯКОВЛЕВ: Да, выборы без выбора, как говорится, без особого, конечно, это обсуждаем. Ну так тем огромное количество, вот прямо еще топ две…

ЛИХАЧЕВА: Что же, неужели только выборы? Выборы и продажи?

ЯКОВЛЕВ: Да нет, все темы всегда такие – жизнь, жизнь. Кто-то женился, кто-то развелся, у кого-то кто-то родился – это вот такие жизненные темы, вот так прямо, чтобы назвать топ сейчас – наверное, с ходу тяжело.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Последний, фирменный такой вопрос программы. Вопрос следующий: назовите, пожалуйста, одно слово, в котором, по-вашему, аккумулируются, все ваши мысли и чувства, эмоции, оставшиеся от нулевых годов в России, нулевые в России – в одно слово, в наш словарик, пожалуйста, одно слово оставьте. Давайте сейчас послушаем версию Бориса Акимова, сооснователя и руководителя фермерского проекта "LavkaLavka", какое он слово оставил, и почему именно это слово, потом ваша версия, пожалуйста.

АКИМОВ: Для меня это, наверное, "перспективы" слово. Есть такое мнение, оно, наверное, не очень популярно, но оно заключается в том, что мы считаем, что у нас плохо все, то есть не потому, что плохо все, а потому, что мы думаем, что у нас плохо, когда конкретно у каждого человека спрашиваешь: "А у тебя вот в жизни что плохо-то? Есть работа?" "Работа есть". "Деньги зарабатываешь?" "Зарабатываю". "Отдыхать ездил?" "Ездил". "А машина есть?" "Есть". "Дача есть?" "Да, есть". "А что плохо?" "Да плохо-то все". "А что плохо-то?" Нужен нам, всей стране, хороший психотерапевт, который вот выведет, покажет, что есть вообще-то и хорошие вещи, и нужно поверить в себя просто.

ЛИХАЧЕВА: "Перспектива". И вот такое обоснование, достаточно, мне кажется, бодренькое, и мне близкое, между прочим, ну, не знаю, как вам. Ваша версия?

ЯКОВЛЕВ: Знаете, оно, наверное, мне близкое, и мое слово, которое первое пришло – оно, наверное, тоже очень близко к этой теме: "надежда".

ЛИХАЧЕВА: Которая умирает последней?

ЯКОВЛЕВ: Которая для кого-то умерла, для кого-то умирает, я тоже не во всех отношениях большой оптимист, да, в этом, то, что происходит у нас в стране, но, тем не менее, надежда появилась, действительно надежда у многих, и у страны, и у людей, и возможностей больше стало, надежда на лучшую жизнь, на реализацию себя в жизни, на то, чтобы найти свое место в жизни, я считаю, вот для меня нулевые – это связано с этим словом.

ЛИХАЧЕВА: "Надежда"?

ЯКОВЛЕВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: И еще один вопрос в связи как раз с тем словом, которое вы назвали, последний вопрос. Вашим детям сколько сейчас?

ЯКОВЛЕВ: Дочери четырнадцать, сыну три.

ЛИХАЧЕВА: Я часто задаю вопрос бизнесменам, у которых есть дети, которые живут сами в России: а ваши дети учатся в России?

ЯКОВЛЕВ: Пока – да.

ЛИХАЧЕВА: И планируется дальше? Дочери через три года нужно будет выбирать.

ЯКОВЛЕВ: Да, будем смотреть. Не принято решение, это может быть и Россия, может быть и другая страна.

ЛИХАЧЕВА: Зависит от?..

ЯКОВЛЕВ: Зависит от многих факторов. От того, чему она соберется учиться, нам очень близка, она учит французский с первого класса в обычной школе с французским уклоном, в муниципальной, да, так скажем, нам очень близка Франция по духу, по культуре, по стилю жизни, поэтому какое направление она выберет, и будет понятно, где она получит лучшее образование – здесь, во Франции, в другой любой стране, а мы будем решать. Решения нету, оно пока не принято, не вызрело.

ЛИХАЧЕВА: Но рассматриваете в том числе и разные варианты.

ЯКОВЛЕВ: Рассматриваем все варианты, безусловно.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо вам огромное, мне так хочется много еще вопросов вам задать, но время уже, к сожалению, все уже вышло, мы уже зашкаливаем. Андрей Яковлев у нас сегодня в программе, генеральный директор и совладелец "Столичной Торговой Компании", сооснователь сети гастрономов "Глобус Гурмэ". Несмотря на то, что семь – магическое число, я вам все-таки пожелаю как-то еще семь, потом еще семь, будем мерить семерками.

ЯКОВЛЕВ: Спасибо, будем стараться.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо за участие в нашей программе, это была программа "Они сделали это!", с вами была Елена Лихачева, я с вами прощаюсь до завтра, счастливо!

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments