Из-за проблем с доступом на полки красноярских магазинов аграрии края теряют миллионы рублей. С принятием последних законов ситуация может измениться, но окажется ли этого достаточно — пока не ясно.
Аграрии не готовы
Кризисной ситуацией в сельском хозяйстве Красноярского края никого не удивишь — ей уже не один год, и выправляться она на первый, да и на второй взгляд не собирается. Основная проблема здесь — это сбыт произведенной аграриями края продукции. Розничные продавцы зачастую просто не хотят пускать их на свои полки.
Да, по большому счету, сельхозпроизводители и не готовы поставлять на рынок продукцию, готовую к реализации. Для этого им понадобилось бы обустройство собственных производственных мощностей, на что у них попросту нет денег. Собственно, поэтому у их продукции нет упаковки и прочих атрибутов, без которых в магазины ее поставлять нельзя.
Именно поэтому в сетях доминируют крупные федеральные игроки, ведь магазины живут от оборота, который красиво упакованный товар с сильным брендом обеспечит гораздо лучше, нежели никому не известный местный производитель.
— Наша продукция отличается менее презентабельной упаковкой и нераскрученным брендом, — поясняет позицию ритейлеров председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания Красноярского края Александр Дамм. — Поэтому розничные торговцы охотнее имеют дело с крупными производителями.
В результате страдают и местные мелкие переработчики — продавать сырье им, а не федеральным монстрам не имеет смысла. Краевые компании не смогут предложить больше, чем общероссийские. Поэтому и выбор не в их пользу.
Розница отвернулась
К тому же и сами монстры получают возможность диктовать закупочные цены много ниже рыночных. За примерами далеко ходить не надо — буквально в прошлом году один крупный игрок молочного рынка отказался принимать молоко ряда сельхозпроизводителей края, поскольку те начали выставлять более высокую цену. Немалая роль во взаимоотношениях розничного сектора и местных производителей отведена практике «входных билетов». Стоимость входа была просто неподъемной для местных переработчиков, потому и приходилось оставаться вдалеке от основных магистралей продаж.
В итоге сложилась ситуация, при которой доля товаров местного производства на краевом рынке составляла не более 40 %.
— На такой политике ритейлеров, — говорит Дамм, — наши производители, а вместе с ними и аграрии за последние несколько лет потеряли сотни миллионов рублей. Но сегодня ситуация меняется. Недавно мы приняли закон, который позволяет стимулировать розничный сектор на предмет продвижения товаров, произведенных местными переработчиками.
Розница должна повернуться лицом к местным производителям, и основным инструментом станет компенсация части затрат на приобретение продукции. В рамках закона предусмотрена выплата 5 % закупочной стоимости реализованного объема товаров местных производителей.
— Работая над законом, мы ставили задачу предоставить приоритет нашей продукции, — говорит Дамм, — чтобы она стояла на более выгодных местах, лучших полках и тому подобное.
Помимо этого есть и еще одно условие предоставления компенсаций — торговая наценка на социально значимые продукты не выше 10 %, установленных еще осенью 2007 года.
Конечно, сегодня, со вступлением в силу нового закона, позиции краевых производителей продуктов питания значительно укрепились по сравнению с тем, что было раньше. Однако ожидать, что ситуация в местном сельском хозяйстве выправится в ближайшие год-два, не приходится. Причина, скорее всего, в том, что сырье как покупали, так и будут покупать по ценам федеральных игроков — платить больше сложно да и не имеет смысла. Сами же аграрии чаще всего не хотят объединяться в кооперативы и таким образом отстаивать собственные интересы перед переработчиками. Смогут ли в такой ситуации сельхозпроизводители края вернуть себе потерянные за прошлые годы сотни миллионов рублей — вопрос риторический.