Глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев придумал еще один удобный механизм, призванный систематизировать работу с инвесторами, заинтересованными в комплексном освоении городских территорий. Специально для таких проектов чиновник предлагает создавать акционерные общества с долей города. Столица может внести в уставный капитал земельные участки и недвижимость в промзонах, а инвесторы — деньги. Сама схема не нова, но при комплексном освоении территорий еще не применялась. В любом случае этот вариант будет выгоден для города, а инвесторам позволит снизить ряд рисков, связанных в том числе со множеством собственников территорий в промзонах, считают участники рынка.
Столичные власти предложили инвесторам проработать механизмы реорганизации промзон, которые сегодня занимают в общей сложности около 17 тыс. га в Москве, на нескольких пилотных площадках, рассказал и.о. председателя Москомстройинвеста Константин Тимофеев на пресс-конференции в Информационном центре правительства Москвы. Речь идет о производственно-коммунальных территориях в районе Южного порта, Филевского бульвара, Берегового проезда, а также в Алтуфьеве и Очакове.
Помимо уже известных механизмов, предполагающих в том числе выкуп участков и зданий на них у нескольких разрозненных собственников одним системным инвестором или целевое изъятие городом неосваиваемых территорий, тяготеющих к зонам масштабной реконструкции дорожной инфраструктуры, Константин Тимофеев предложил еще один. По его словам, в случае если в промышленно-коммунальной зоне есть смешанные права инвестора и города, власти могли бы рассмотреть возможность постановки этих участков на кадастровый учет и вносить их в акционерный капитал общества вместе с городскими объектами недвижимости. Инвесторы также будут участвовать в формировании акционерного капитала путем выпуска акций и внесения своих объектов недвижимости. "Далее путем цивилизованной работы совета директоров будет сформировано градобоснование в виде проекта планировки и затем проект будет реализован", — добавил г-н Тимофеев.
Со своей стороны, и.о. руководителя департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин подчеркнул, что работа столичных властей сегодня сконцентрирована на комплексном развитии города. По его словам, властями была разработана программа "Градостроительная политика", рассчитанная на 2012—2016 годы. В ней чиновники постарались учесть, в строительстве каких именно объектов заинтересованы жители в каждом из районов Москвы. Приоритет в этой программе отдан развитию транспортной инфраструктуры. Вместе с тем важным направлением работы комплекса градостроительной политики является сохранение и комплексное развитие исторического центра, а также освоение промышленных территорий, подчеркнул чиновник. "Промышленные зоны — это серьезный градостроительный запас столицы, — заявил Сергей Лёвкин. — Редевелопмент данных территорий позволит удовлетворить часть городских потребностей в транспортной инфраструктуре, жилье и объектах соцкультбыта, местах отдыха, торговли, а также улучшить экологическую ситуацию".
Источник РБК daily в департаменте городского имущества Москвы отметил, что еще не слышал об идее создания городской акционерки для реконструкции промзон, озвученной Тимофеевым. В то же время подобная схема уже применялась при реализации программы комплексной реконструкции исторического центра города. В специально созданном для этого ОАО "Мосстройвозрождение" городу и Сбербанку принадлежит по 50%. "Для города такая схема работы выгодна, потому что после реализации построенных площадей и выхода из проекта город получит дивиденды, а сразу — плату за перевод земли из одного функционала в другой", — рассуждает источник газеты.
Сейчас зачастую складывается ситуация, что девелоперы вынуждены отказываться от перспективных разработок из-за большого количества собственников территории и/или их непонятного юридического статуса, обращает внимание исполнительный директор MR Group Александр Обухов. Создание же акционерных обществ позволит сделать рынок более прозрачным, считает он. "С другой стороны, что касается крупных промзон, город уже имеет необходимые рычаги воздействия в виде условий по возведению тех или иных социальных, инфраструктурных или дорожных объектов в рамках проектов, — размышляет эксперт. — Эти условия проговариваются еще на стадии согласования проекта".
Адвокат коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Светлана Тарнопольская полагает, что каких-либо юридических препон для создания такого акционерного общества нет. Вместе с тем есть вероятность затягивания принятия решений органами управления обществом, в которые входят действующие чиновники. "Представители бизнеса могут не слишком активно идти на создание подобных акционерных обществ, — считает юрист. — Предполагаю, что существенным аргументом для них может стать невозможность развития своего участка без комплексного развития соседнего, который может принадлежать столице".