14 июля «Единая Россия» организовала круглый стол с представителями федеральных и региональных сетей продовольственных магазинов и поставщиками продукции, чтобы внести предложения в Государственную Думу РФ о регулировании возврата нереализованной продукции. В ходе общения выяснилось, что местные производители не имеют проблем в работе с региональными торговыми сетями, однако принципиально не идут на сотрудничество с крупными ритейлерами, так как последние могут без объяснения причины вернуть товар и запросить за это штрафы. Соответствующая информация будет направлена в нижнюю палату парламента РФ.
Председатель комиссии по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды в государственном совете Удмуртии Владимир Варламов 14 июля организовал круглый стол в рамках партийного проекта «Единой России» «Честная цена» по вопросу регулирования возврата нереализованной продукции. Федеральная мониторинговая группа в лице вице-спикера Государственной Думы РФ Ирины Яровой направила во все регионы страны письмо, в котором попросила собрать мнения у представителей региональных сетей продовольственных магазинов и производителей. Так, было предложено рассмотреть категорический запрет на возврат в целом или на возмездной основе. «Отношения между магазинами и производителями на договорной основе. Одни считают, что нет смысла сейчас этим вопросом заниматься. С другой стороны, здесь все-таки существует проблема. Мне бы хотелось услышать мнение поставщиков и сетей, как можно избежать или нивелировать тему возврата»,— открыл круглый стол господин Варламов.
Заместитель министра сельского хозяйства Удмуртии Евгений Шкарупа сообщил, что острой проблемой в этом вопросе является у хлебозаводов и хлебопекарен, где производители несут «чудовищные» убытки. Он привел статистику федерального ведомства — из 220 млрд руб. бюджета Минсельхоза, 60 млрд руб. — это убытки от потерь. «Когда нам показывают репортажи, когда на свалках целые свалки хлебобулочных изделий закапываются в землю, то это кощунство в отношении стратегического продукта. 60 млрд руб. есть куда направить. Ситуация неодинакова по производителям. Есть те, кто нормально заключают договоры. Но есть те, кто в жестких условиях требует возврата изделий. Они сегодня доходят до 20% по стране»,— сообщил господин Шкарупа.
Представители региональных сетей «Ижтрейдинг» и «Вкусный дом» сообщили, что у региональных сетей практически нет возвратов ни по одному виду продукции. Они сообщили, что в интересах магазинов реализовывать весь товар на полках, так как возврат — это лишние логистические затраты. «Мы последние два-три года вели переговоры с производителями на введение скидки в цене. Чтобы не сталкиваться с возвратами, достаточно оптимизировать свою систему заказов. Эта работа в уже проведена. Цифра возврата в 20% невероятная»,— считает директор по финансам и развитию «Ижтрейдинг» Дмитрий Мельников. Заместитель директора «Домашний гастроном» Елена Никитина отметила, что с производителем стоит изначально оговаривать качество, условия и частоту поставок, а также дату производства. Сейчас у большинства магазинов стоит условие — скоропортящийся товар должен приходить минимум за три-четыре дня до окончания срока хранения.
Местные производители согласились с торговыми представителями, что не сталкиваются с проблемой получения возврата с прилавков. Исключения составляет производственный брак. Противоположная ситуация обстоит с федеральными ритейлерами. Например, председатель СПК «Надежда» Бронислав Ясонов рассказал, что «боится» с ними работать, так как в договоре прописано много штрафных санкций. «Мы поставляем в "Пятерочку" продукты через перекупщиков. Бывает такое, что отгружается фура наших овощей, затем без объяснения причины продукцию возвращают обратно. И еще штраф 100 тыс. руб. налагают. Поэтому мы до сих пор не начали с ним работать»,— поделился господин Ясонов. Об аналогичной проблеме рассказал директор ООО «Беркуты» Иван Булатов. По его словам, ритейлеры в обязательном порядке требуют 100-процентного возврата продукции без объяснения причины. «Я не хочу работать с сетью, где за каждую промашку взимают 30% штрафа. Я прочитываю договор и понимаю, что просто так я должен отдавать в магазины 50% своей прибыли каждый месяц»,— сообщил Иван Булатов. Он также внес предложение — на законодательном уровне закрепить изготовление скоропортящейся продукции только на заказной основе. А уничтожением невостребованной и просроченной продукцией заниматься самим магазинам, не привлекая изготовителя. Господин Булатов привел пример — обычный покупатель не возвращает в магазин молоко, которое недопил, или колбасу, которую недоел, таким же образом не должны поступать федеральные и региональные сети.
Присутствовавшая на круглом столе директор гипермаркета «Лента» Ольга Колегова в свою защиту сказала, что магазин не злоупотребляет возвратами, тем более массовыми. Продукция может быть возвращена производителю лишь с браком.
Также участники круглого стола обратили внимание, что федеральные ритейлеры имеют на прилавках лишь 20% местной продукции, остальное завозят из других регионов. Бронислав Ясонов предложил обязать российские сети 50% представленной в магазине продукции закупать у местных производителей. Предложения, прозвучавшие на круглом столе, будут направлены в Госдуму, где на их основе разработают законопроект.