В начале прошлого месяца правительство Красноярского края «попросило» продовольственный ритейл выработать пакет антикризисных мер, направленных на ограничение роста цен продуктов питания. Однако цены растут — в среднем по Красноярску зафиксировано изменение ценника на 5—7%. Некоторые эксперты предполагают, что данная тенденция может привести к уменьшению спроса и ассортимента супермаркетов.

Корень роста

Напомним, в начале года среди основных причин роста на продукты питания руководители торговых сетей называли повышение арендных платежей за муниципальные объекты недвижимости, рост тарифов на электроэнергию, возросшие ставки по кредитам. Если с последними двумя пунктами и можно согласиться, то с первым возникают сомнения. Напомним, в начале этого года горсовет Красноярска привел арендные ставки по объектам муниципального имущества в соответствие с рыночными реалиями.

По словам директора по маркетингу торговой сети «Командор» Павла Полуянова, арендная плата за муниципальные помещения выросла до нормального рыночного уровня, и говорить о том, что это негативно повлияло на ценовую политику, невозможно.

— Коммерческие площади освобождаются, поэтому я не вижу причинно-следственной связи между ростом цен на продукты и аренду, -поясняет Полуянов.

В большей степени рост стоимости продуктов питания Полуянов связывает с валютными колебаниями и общей нестабильностью в экономике страны. Вместе с тем в данный момент он не видит оснований для стабилизации ситуации — цены по-прежнему будут расти. Однако спрогнозировать динамику роста никто из опрошенных «ВК» экспертов не берется.

По данным некоторых наблюдателей, еще одним фактором, который может повлиять на рост цен, является снижение импорта продовольственных товаров. Среди основных причин роста цен на продукты наблюдатели называют объективные факторы — увеличение затрат как самих производителей, так и поставщиков.

Однако не все согласны с такой позицией. Депутат Заксобрания края Андрей Лещенко не понимает, почему растет стоимость некоторых продовольственных товаров. По его словам, цена молока у местных производителей составляет 7-13 рублей.

— Потребители приобретают этот продукт в магазине за 30-35 рублей. Где оседает маржа? Неужели только у переработчиков? — недоумевает Лещенко.

При этом он все-таки соглашается с объективной ситуацией на рынке — доллар растет. Однако, по его словам, несмотря на рост доллара на 40—50%, существуют и другие факторы, которые никак не могут увеличивать стоимость продукции.

— В Европе, например, себестоимость молока снизилась на те же 30-50%. Откуда рост? По всем показателям импортное молоко и продукция из него не должны понижаться в цене, — говорит Лещенко.

Он также отмечает, что некоторые местные продукты вполне могли бы поспособствовать снижению стоимости товаров в супермаркетах. По его словам, компании мало внимания обращают на отечественные продукты питания: «Те же корнеплоды привозятся из-за рубежа. Думаю, если бы больший объем нашей продукции реализовывался на прилавках красноярских магазинов, то их стоимость была бы ниже нынешней».

Однако разговоры об этом ведутся уже не первый год и начались задолго до кризиса. Тем не менее чиновники всегда уверяли, что доля импортных товаров в красноярских магазинах ниже, чем товаров местного производства. Однако глаза потребителя говорят совсем об обратном.

Вспоминая дефицит

Некоторые эксперты считают, что ситуация с ценами вполне закономерна — существуют законы экономики, которые никто не отменял. Если растут затраты, то растет и цена. Однако в этой ситуации эксперты указывают на ряд опасностей, которые эта ситуация может нести. Сопредседатель Красноярского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Лев Закаурцев считает, что в скором времени спрос на товары может уменьшиться еще больше. Правда, о конкретных величинах падения эксперт предпочитает не говорить.

— Доходы у людей падают, и они начинают с большей рачительностью относиться к своим расходам, в том числе и в продуктовом магазине, — говорит он.

Вместе с тем Закаурцев отмечает, что повышение цен — это тупиковый путь в данной ситуации: «Если мы не приведем к балансу спрос и предложение, то в скором времени нам, возможно, придется вспоминать такое слово, как „дефицит“. По крайней мере, полки в продуктовых магазинах могут опустеть». Таким образом, именно пассивность покупателей может привести к уменьшению ассортимента в торговых сетях. Отметим, по словам Полуянова, взоры покупателей сегодня все больше смещаются в сторону среднего ценового сегмента. От элитных продуктов население сегодня практически отказалось. При этом никаких изменений не наблюдается лишь среди товаров первой необходимости — они по-прежнему пользуются спросом.

Пока никаких конкретных антикризисных мер в супермаркетах «ВК» не назвали. Очевидно, что работать себе в убыток никто из предпринимателей не намерен. Кроме поддержки местных производителей, ни о каких инициативах по сдерживанию цен именно в рознице не известно. Хотя подобная работа, как говорят в пресс-службе правительства края, ведется уже в течение четырех лет. Правда, касается она лишь социально значимых товаров.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar