Кассир из того самого магазина «Перекресток» на Осеннем бульваре в Москве, куда недавно нагрянул с неожиданным визитом премьер-министр, усмехается: «Вы что, действительно думали: Путин приехал — и сразу цены на сосиски понизятся? Наивные!» Путин приехал в магазин и критиковал наценки, по его мнению, слишком высокие. В ответ «Перекресток» пообещал снизить наценки на целый ряд продуктов и продавать 3000 товаров со скидкой до 80%. Эта распродажа уже закончилась. Аналогичные программы на прошлой неделе запустили «Ашан» — 10-процентная скидка на основную массу товаров — и «Седьмой континент» (у него скидка до 50% на 1000 наименований).
Покупатели сомневаются, что цены в самом деле упали. «Продукты только дорожают, — вздыхает пожилая женщина, стоя в очереди в кассу “Перекрестка”. — Я раз в неделю хожу покупать еду, и цены как будто больше стали». Покупателя всегда трудно убедить, что цены падают, но главным последствием визита Путина в «Перекресток» стало не временное снижение цен в трех сетях, а закон о торговле. По его указанию документ согласовали за десять рабочих дней, и в этот понедельник должны были положить на стол Путину финальный вариант. Аналитики считают, что он создает системные предпосылки для дальнейшего роста розничных цен на продукты питания.
Финальная дискуссия у вице-премьера Виктора Зубкова проходила крайне бурно. Ее участники рассказали Newsweek, что доходило до крика. Два разных проекта закона отстаивали сенатор Сергей Лисовский и глава департамента торговли Минпромторга Олег Сазанов. Лисовский отстаивал интересы поставщиков, Сазанов — интересы торговых сетей. Закон о торговле — один из самых конфликтных: поставщики и магазины обвиняют друг друга в недобросовестном отношении к контрагентам. И поставщики выиграли.
Первая версия закона, написанная Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой в 2007 году, сильно не понравилась торговым сетям. Они говорили: закон «убьет рынок», наступит дефицит. Дело встало. В августе 2008 года на департамент госрегулирования внутренней торговли в Минпромторге поставили исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Олега Сазанова. У него репутация «главного лоббиста российского ретейла». В Минпромторге сели писать новый проект закона.
Запахло жареным, и в начале года поставщики сделали ловкий ответный ход — заключили договор с «Единой Россией». Депутат Ирина Яровая, вице-спикер Совета федерации Светлана Орлова и производители продуктов питания во главе с сенатором Сергеем Лисовским при поддержке Минсельхоза начали сочинять другие поправки. «Единой России» от участия в этом деле — прямая политическая выгода. Так партия может показать, что борется с высокими ценами на продукты. Речь уже шла о прямом государственном регулировании наценок. А то по самым минимальным расчетам, объясняла депутат Яровая, затраты поставщиков на размещение товара на полках уже больше 20% от отпускной цены, а наценка в магазине доходит аж до 33%.
Перспектива ограничения цен и наценок казалась вполне реальной. Newsweek уже писал — ответственным за законопроект в правительстве назначили вице-премьера Виктора Зубкова, а у него репутация сторонника регулирования. В 2007 году он уже заставил сети и производителей подписать соглашение, фиксирующее цены на социально значимые товары. «Это совершенно идиотское предложение», — говорит про идею регулировать наценки научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
До регулирования не дошло. Но именно эта инициатива позволила поставщикам переиграть сети. Алексей Поповичев, исполнительный директор «Русбренда», влиятельной ассоциации поставщиков, говорит теперь, что они и не добивались введения ценового регулирования, зато на 90% удовлетворены законопроектом, который должен лечь на стол Путину. Как это случилось? Одна сторона перестала настаивать на регулировании, другая в ответ уступила по целому ряду пунктов. 1:0 в пользу поставщиков.
Председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили рассказал Newsweek, что на обсуждение были вынесены 27 наиболее спорных позиций. И практически все вопросы были решены не в пользу сетей: «Это и урегулирование по отсрочкам платежей, цены без бонусов, наличие договора только на поставку и без услуг, отрицательная цена», — перечисляет источник в Минпроме. Сенатор Лисовский передал через пресс-службу, что он доволен итогами заседания.
Единственное, что смогли отстоять сети, — так называемый ретробонус, который в официальных документах называется «премией за объем проданного товара». Смысл в том, что чем больше продавец продает товара, тем больше ему за это платит поставщик этого товара. В распоряжении Newsweek есть проект закона, согласованный по итогам совещания. В нем сказано: «Включение в цену договора иных видов вознаграждения… не допускается». Это значит — никаких бонусов за вход в торговую сеть, различных маркетинговых инициатив и т. д. Это больше всего огорчает торговцев.
«Риск ввода новой позиции как раз компенсировался входным бонусом», — переживает директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. То есть поставщик какого-нибудь неизвестного бренда платил за то, что товар попадал на полку, а торговец был застрахован на тот случай, если этот новый товар не пойдет. «Это чушь, что этот входной бонус создавал препятствия для поставщиков», — возмущается управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. Но производители довольны. «Теперь это не оброк, и выплачивать его можно только по договоренности, к примеру, за хороший сервис», — объясняет Якобашвили.
Впрочем, последнее слово за премьером. Тем более что, по словам Якобашвили, по двум позициям договориться не удалось. Самая принципиальная — сроки оплаты товаров поставщикам. «Если кефир, например, хранится семь дней, а деньги нам выплачивают только на 14-й день, получается, что мы просто кредитуем торговые сети», — негодует исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. Дмитрий Потапенко возражает: «Допустим, я не могу продать ваш товар за десять дней, а могу за 20. А вы хотите получить деньги через десять дней. И что с вами делать?»
Теперь придется платить в зависимости от срока годности. Вроде бы это логично. Например, мороженое мясо хранится десять дней — будьте добры продать его и заплатить за него через десять дней. Алкоголь и табак — не позднее 75 рабочих дней. Они долго хранятся. Но тут поставщики против — 45 дней, не больше, рассказывает Давид Якобашвили. Премьеру надо будет где-то поставить точку. И если этим его вмешательство и ограничится, поставщики могут праздновать победу.
Оплатить их викторию придется потребителям. Отраслевые аналитики считают, что цены в результате вырастут: сетям ничего не останется, как компенсировать потери в лоббистских битвах. «Для потребителя все будет дороже. Поставщики вряд ли будут снижать цены, у торговых сетей появятся новые расходы», — говорит Наталья Загвоздина из «Ренессанс Капитала». У сетей отнимут возможность зарабатывать на бонусах, они увеличат торговую наценку, а производители пустят сэкономленные ими деньги на рекламу, вот и все, говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.
Впрочем, сами поставщики уверяют, что цены не вырастут: «Сетям все равно проще отжать нас, чем поднимать цены», — говорит Дмитрий Пинский, совладелец крупной виноторговой компании DP-Trade. Иными словами, либо вырастут цены, либо закон толком так и не будет работать.