Пока россияне обсуждают моральную сторону уничтожения санкционных мяса и сыра, "ДП" подсчитал, что петербургские ретейлеры ежегодно выбрасывают скоропортящиеся продукты как минимум на 1,7 млрд рублей.
Президентский указ об уничтожении продуктов вызвал волну протеста у россиян, которые ратуют за поиск достойной альтернативы. "Зачем нам уничтожать еду, которой можно накормить ветеранов, пенсионеров, инвалидов <…> и других нуждающихся?" — восклицает автор петиции против уничтожения еды, которая набрала свыше 200 тыс. голосов.
Между тем утрата продуктов — большая проблема всей России, и Петербург не исключение: ежедневно здесь уничтожаются тонны продуктов, срок годности которых подходит к концу. По данным экспертов, в торговых сетях примерно 0,5-1% от оборота приходится на продукты, срок годности которых кончился быстрее, чем их успели купить. По факту это означает, что часть этого объема сети возвращают поставщикам, а другую часть просто выбрасывают. В масштабах города можно говорить о более чем 1,7 млрд рублей потерь в год.
По закону продукция, на которой указано точное время истечения срока годности (дата и время), должна изыматься из продажи за 2 часа до этого момента. Если указана только дата окончания срока годности, товар снимается с полки за сутки. "Дальше в присутствии ветеринарных служб сотрудники наших внутренних служб, работающих в каждом торговом центре "МЕТРО", нарушают целостность упаковки и маркировки для того, чтобы эта продукция не могла использоваться в дальнейшем", — рассказывает Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям "МЕТРО Кэш энд Керри". По ее словам, далее торговый оператор всю продукцию опечатывает и сдает в специальные уполномоченные организации, которые занимаются утилизацией пищевых отходов.
"Почти все торговые сети такие услуги, как уборка, вывоз мусора и продуктов с истекшим сроком годности, отдают на аутсорсинг", — говорит Сергей Лепкович, экс–глава Северо–Западного дивизиона Х5 Retail Group. "Дикси" не утилизирует продукты питания самостоятельно, — подтверждает Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК "Дикси", — товары с нарушенной упаковкой или истекшим сроком годности списываются из магазинов и распределительных центров и передаются ветеринарным утилизационным предприятиям, которые уничтожают их на территории специальных полигонов". Х5 (управляет сетями "Перекресток", "Карусель", "Пятерочка") тоже заключает договоры со специализированными компаниями, у которых есть необходимые лицензии на утилизацию продуктов питания.
Однако традиционно большая часть продуктов, срок годности которых подходит к концу, сети просто возвращают поставщикам, замечает Сергей Лепкович. По его словам, это стандартная практика для рынка, производители соглашаются на такие условия и спокойно забирают эти объемы, потому что конкуренция за место на полке высокая. По экспертным оценкам, в категориях скоропортящихся товаров такие возвраты могут достигать 5%.
Об этом же говорит Петр Бобровский, председатель Технического комитета "Упаковка" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ (Росстандарта): "Насколько мне известно, иногда пищевые отходы на мусороперерабатывающий завод в Янино привозят сами производители, то есть сети в большинстве случаев возвращают просроченные продукты поставщикам".
По его словам, мусорный рынок крайне непрозрачный, поэтому оценить объемы пищевых отходов непросто. Сергей Лепкович говорит, что в среднем на долю продуктов с истекшим сроком годности приходится 0,2-0,4% от оборота торговой сети. "В целом, несмотря на обязанность утилизировать продукты с истекшим сроком годности, далеко не все производители передают продукцию на утилизацию, таким образом избегая связанных с этим расходов", — говорит Петр Бобровский.
По данным РАН, ежегодный объем отходов Петербурга составляет 5 млн т, из них только 5-6% идут на переработку. "Вывоз и утилизация пищевых отходов обходится дороже, чем вывоз строительного мусора или твердых бытовых отходов", — отмечают в компании "Дока".
"Продукты с истекшим сроком годности законодательно запрещено возвращать поставщикам", — говорят в пресс-службе Х5. Однако подчеркивают, что благодаря усилению IT-системы компания свела остатки к минимуму. "Сейчас затраты на утилизацию незначительны, доля остатков находится на уровне ниже 0,001% от оборота и в основном это кулинария, скоропортящиеся продукты".
Как рассказывают в "Дикси", одна из возможностей минимизировать списания продукции собственного производства с коротким сроком хранения — вечерние акционные предложения со специальной скидкой.