Минфин не станет поддерживать законопроект, запрещающий стимулировать продажу алкоголя с помощью скидок, промо-акций и бесплатного распространения в виде подарков. Бизнес при этом считает, что подобное ограничение не приведет к снижению ценовой доступности спиртных напитков для населения.
Позиция Минфина содержится в ответе ведомства за подписью замминистра финансов Ильи Трунина на обращение организации "Опора России" (копия ответа есть у "Российской газеты").
Как следует из ответа ведомства на обращение бизнеса, по состоянию на 3 мая 2017 года Минфин уже подготовил отрицательный проект отзыва на законопроект о запрете скидок на алкоголь. После межведомственного согласования он будет направлен в правительство, говорится в письме. Как сообщила "РГ" помощник министра экономического развития РФ Елена Лашкина, проект отзыва поступал в Минэкономразвития. По ее словам, ведомство согласовало отрицательный отзыв, подготовленный Минфином.
В письме главы "Опоры России" Александра Калинина на имя вице-премьера Александра Хлопонина (копия также есть у "РГ") отмечалось, что на ценовую доступность алкоголя влияют не скидки, а акцизная политика и минимальная розничная цена на ряд напитков. "Кроме того, увеличение количества приобретаемого в рамках скидочных кампаний алкоголя может не приводить к увеличению его потребления, а лишь к более редкому приобретению в магазинах", — говорится в письме.
Президент "Опоры России" также указывал на последствия принятия законопроекта на магазины беспошлинной торговли. В письме он отмечал, что такие торговые точки вынужденно применяют скидки на алкоголь из-за снижения курса рубля, падения выездного турпотока и невозможности перемещать продукцию на другие торговые площадки. Поскольку работа магазинов беспошлинной торговли является важным источником заработка российских аэропортов, падение их доходов может привести к росту стоимости авиабилетов, писал Александр Калинин.
По мнению "Опоры России", запрет скидок на алкоголь может негативно сказаться и на продажах "живого" пива, сидра, пуаре и медовухи. Скидками ретейл стимулирует покупать подобные скоропортящиеся напитки, а если их не будет, то бизнес, неся финансовые потери, откажется продавать такие товары, следует из письма Калинина.
Законопроект группы депутатов о запрете стимулирования продаж алкоголя с помощью скидок и бесплатной раздачи был внесен в Госдуму 10 февраля. Сейчас он находится на предварительном рассмотрении и еще не проходил первое чтение. По мнению его авторов, одной из причин алкоголизма в России является именно доступная цена спиртного. "При этом проводимые торговыми сетями скидочные акции служат дополнительным стимулом приобретения алкогольной продукции. Скидки, которые порой достигают 40-50 процентов, подталкивают людей к формированию запасов алкоголя и росту потребления", — говорится в пояснительной записке к документу.
Роспотребнадзор в феврале поддержал этот законопроект. Как заявляла РИА Новости глава Роспотребнадзора Анна Попова, "скидочные акции должны рассматриваться, как и любая другая рекламная кампания, и должны быть запрещены".
По мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, запрет скидок на спиртное будет равен ограничению конкуренции. "Кроме того, наличие скидки на спиртное проверить нельзя, поскольку ее можно завуалировать", — говорит эксперт. По оценке Дробиза, со скидками и по промо-акциям в России продается не более 20 процентов крепкого алкоголя, не более 30 процентов вина и не более 35 процентов пива.