Путешественники, совершающие покупки в аэропортах мира и собирающиеся лететь через Европу, в ближайшие дни столкнутся с изменениями правил перевозки жидкостей, аэрозолей и гелей в ручной клади.
Измененные требования, принятые Европейским союзом, вступают в силу в пятницу, 29 апреля. Они предписывают аэропортам начать использовать новое оборудование для сканирования запечатанных пакетов с покупками из магазинов беспошлинной торговли, которые находятся за пределами ЕС. Кроме того, новые правила касаются Исландии, Норвегии и Швейцарии, не являющихся членами ЕС, пишет газета The Wall Street Journal.
Таким образом, нововведения коснутся пассажиров, купивших, например, духи или алкоголь вне ЕС и совершающих пересадку в аэропортах Европы. Так, пассажир транзитного рейса Москва-Вена-Лондон теперь сможет пронести в салон самолета купленный в московском duty free алкоголь. Покупка должна быть совершена не ранее, чем за 36 часов до пересадки в Вене. Бутылка должна быть запечатана в специальный пакет, а чек сохранен.
По действующим до 29 апреля 2011 года правилам, пассажиры имеют право проносить на борт самолета жидкости лишь в отдельных контейнерах объемом не более 100 мл. Это требование было введено в ЕС после того, как в 2006 году в Британии был предотвращен взрыв следовавшего в Северную Америку авиалайнера с помощью «жидкой» бомбы.
Только в лондонском «Хитроу» каждый год службы безопасности конфискуют около 2000 тонн жидкости — бутылок с водой, шампуней и т.п., пишет британская газета The Guardian. В аэропортах Германии сотрудники служб безопасности конфискуют 6 тонн косметики и напитков в день, по данным агентства dpa.
Полная неразбериха
Франция, Италия, Бельгия, Великобритания и некоторые другие европейские страны не торопятся с нововведениями, опасаясь за безопасность. Британский министр транспорта Филип Хаммонд, например, уже заявил в письме к операторам британских аэропортов, что «в свете сохраняющей высокой угрозы» он решил отложить введение новых правил до осени. Швейцария также пока не планирует облегчать правила провоза жидкостей.
Германия, как и многие другие страны ЕС, заявила, что согласится с новыми правилами. Но до сих пор неясно, сколько стран от них откажутся. В результате пассажиры столкнутся с разными требованиями к провозу жидкостей, аэрозолей и гелей в европейских аэропортах. По данным газеты The Financial Times, как минимум 10 стран из 27 стран ЕС заявили, что не введут послабления в пятницу.
Основная часть пассажиров транзитных рейсов в ЕС в ближайшее время будет проходить через аэропорты, сохраняющие жесткие ограничения на провоз жидкостей, пишет FT. В числе таких аэропортов — амстердамский «Схипхол», парижский аэропорт имени Шарля де Голля и лондонский «Хитроу».
Официальный представитель ЕС заявил, что транспортные власти блока будут пристально следить за ситуацией, чтобы увидеть ее влияние, и будут реагировать соответствующим образом на следующей неделе.
Кроме того, неизвестно, позволит ли Департамент внутренней безопасности США пассажирам, которых касаются новые требования ЕС с увеличенным лимитом на провоз жидкостей, подняться на борт рейсов в США и из страны. Европейские чиновники заявляют, что американский Департамент внутренней безопасности пока не известил ЕС, как он будет работать с нововведениями с 29 апреля. По словам чиновников США, переговоры по этому поводу пока продолжаются. Заметим, что США сейчас — самое популярное неевропейское направление у пассажиров в аэропортах ЕС.
Отметим, что Евросоюз собирался разрешить транзитным пассажирам проносить на борт купленные в duty free вне ЕС духи и алкоголь еще год назад. Однако разработка специальных сканеров шла слишком медленно, а регуляторы не были уверены в их эффективности. Аэропорты, в свою очередь, предупреждали, что частичное снятие ограничений может привести к длительным задержкам рейсов, так как на сканирование покупок в duty free потребуется дополнительное время, отмечает FT.
Оливер Янковец, генеральный директор Международного совета аэропортов ACI Europe, заявил FT: «Мы хотим дождаться конца запрета [на провоз жидкостей на борту], но у нас должны быть правильные технологии, а сегодняшние технологии, как мы опасаемся, не подходят для этого».
Между тем, ранее ACI Europe заявил, что считает существующие сканеры «непригодными для этих целей» и предупредил транспортных чиновников ЕС, что послабления с 29 апреля создадут новые риски для авиации и приведут к задержкам рейсов, пишет WSJ.
Компании, которые делают сканеры, уверяют в надежности своего оборудования. «Испытания показали незначительное влияние на пропускную способность», — заявил Стивен Фипсон, президент одного из крупнейших в мире производителей оборудования для обеспечения безопасности Smiths Group.
Ограничения по провозу жидкостей в ручной клади в аэропортах ЕС должны быть полностью отменены в апреле 2013 года. Еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас предупредил, что, если в 2013 году европейские аэропорты не смогут одновременно отменить запрет на провоз жидкости в салоне самолетов, последствия будут катастрофическими.