Знаменитое дело «Арбат Престижа» теперь чаще связывают с судьбой экс-главы компании Владимира Некрасова, который находится в заключении по обвинению в неуплате налогов. Вскоре после его ареста сеть парфюмерно-косметических гипермаркетов прекратила свое существование. Рыночную долю «Арбат Престижа» делят конкуренты. Но они не готовы работать в формате сети Некрасова, так что ниша крупномасштабных магазинов остается свободной.

Александр Логинов, совладелец «Арбор Мунди», которая не так давно арендовала несколько помещений «Арбат Престижа», избегает сравнений с экс-лидером рынка. «Я видел там духи, цена которых на полке была всего на 10 руб. больше, чем в опте», — удивляется Логинов. В любом другом магазине духи стоили бы значительно дороже. На часть ассортимента сети Некрасова можно было получить скидки более значительные, чем у конкурентов. Кроме того, крупноформатные магазины «Арбата» наряду с дорогой косметикой предлагали и масс-маркет, пользующийся повышенным спросом. В кризис, когда цены на косметику и парфюмерию сильно выросли, «клон» «Арбат Престижа» был бы крайне востребован среди покупателей. Но сеть «Арбор Мунди», хотя и активно привлекает экс-клиентов «Арбат Престижа», не готова повторить успех Некрасова.

Свято место

По данным Discovery Research Group, на конец 2007 года сеть «Арбат Престиж» насчитывала 90 торговых точек, уступая в этом отношении лишь «Л’Этуаль» (452 торговых точки на 31 декабря того же года). «На рынке специализированной косметической розницы «Арбат Престиж» занимал около 35%», — отмечает вице-президент компании «Старая Крепость» по информации и коммуникациям Анна Дычева-Смирнова. «В течение I полугодия 2008 года компания закрыла около половины своих магазинов и потеряла значительную часть выручки работающих магазинов в связи с потерей крупнейших поставщиков, — рассказывает Илья Ломакин, исполнительный директор Discovery Research Group. — Во многом доверие к сети со стороны кредиторов и поставщиков было связано с личностью владельца. Посадили Некрасова, начались требования погашения кредитов, оплаты за поставленный товар. Был бы Некрасов на свободе, он мог бы договориться об отсрочке, а в данном случае пошла цепная реакция, сеть не могла расплатиться со всеми сразу». В феврале 2009-го был закрыт последний магазин сети в ТЦ «Атриум». Скоропостижная кончина лидера рынка позволила заявить о себе весьма скромной московской сети «Арбор Мунди» (в настоящий момент насчитывает 17 точек продаж). Первые отдельно стоящие киоски фирмы появились еще в 1990-е годы, а в начале 2000-х была создана сеть небольших парфюмерно-косметических магазинов по типу «Л’Этуаль», площадью около 150 — 200 кв. м. Большинство точек сети было открыто на арендованных площадях в спальных районах и подмосковных городах, на дорогие помещения в центре Москвы она особо не претендовала. «Наша компания вышла на рынок одной из последних. Особенно сложно было открывать новые магазины, когда все торговые центры хотели видеть арендаторами прежде всего «Арбат Престиж», «Л’Этуаль», Douglas, Ile de Beaute и «Рив Гош». Но даже в этих условиях мы сумели открыть несколько магазинов. Правда, о рентабельности на долгое время пришлось забыть», — говорит Логинов.

Оборот сети не разглашается, равно как и источники финансирования. В прошлом году «Арбор Мунди» открыла 8 магазинов на бывших площадях «Арбат Престижа». «Мы арендовали площади у владельцев помещений, где сеть Некрасова также выступала арендатором», — поясняет Логинов. Речь идет о точках площадью от 200 до 700 кв. м в Москве около метро «Партизанская», в Жулебино, Солнцево, в Клину, Орехово-Зуево, Балашихе, Подольске и Раменках. «В среднем стоимость открытия одного магазина площадью 150 — 200 кв. м составляет от $50 до $100 тыс. на ремонт, $350 — 500 тыс. — только на самый ходовой товар, около $20 тыс. — на техническое оснащение. Магазины мы запускали в конце прошлого года. Для этого пришлось задействовать все наши ресурсы, — говорит он. — При этом конкуренты крутили у виска, считая нас сумасшедшими, ведь в этот период все сокращали бизнес». Однако соблазн запустить торговые точки на «прикормленных» «Арбатом» площадках оказался сильнее опасений, связанных с кризисом. На 2009 год «Арбор Мунди» планирует открыть 5-10 магазинов. Мечта Логинова: 50 — 60 точек. Однако для реализации этих планов ему предстоит найти стратегического инвестора.

Перетягивание покупателя

Чтобы привлечь экс-клиентов Некрасова, «Арбор Мунди» меняет дисконтные карты «Арбат Престижа» на свои скидочные карточки. То же самое сейчас делает и ее конкурент — сеть Ile de Beaute, а «Л’Этуаль» уже завершила подобный проект. «Основной поток прежних его покупателей перераспределили между собой 6 компаний — лидеров парфюмерно-косметической розницы: Mercury и Articoli (Bosco), занимающих верхний сегмент рынка, чуть более демократичная сеть с широким люксовым ассортиментом Douglas Rivoli, и еще менее дорогие сети — Ile de Beaute, «Л’Этуаль» и «Рив Гош», — рассказывает Наталья Орешина, генеральный директор Art Properties. Свой кусок пирога достался и магазинам дрогери, торгующим дешевой косметикой, например «Подружка» и «Ол!Гуд». После того как «Арбат Престиж» начал терять свои позиции, лидером рынка по всем показателям стала сеть «Л’Этуаль». Игроки рынка говорят, что сеть получила и более выгодные условия работы с поставщиками: она могла себе позволить отсрочку оплаты товара до трех месяцев, в то время как некоторые договоры предполагали предоплату. Но поставщики шли на такие уступки после потери «Арбат Престижа». «В 2008 году доля «Л’Этуаль» составляла четверть от всего оборота парфюмерно-косметических сетей в России. По нашей оценке, выручка ООО «Алькор и Ко», управляющей сетями «Л’Этуаль» и Sephora, в прошлом году достигла почти $565 млн. При этом в I полугодии прошлого года она выросла на 86% по отношению к аналогичному периоду 2007-го. В течение 2008 года сети «Рив Гош» и Ile de Beaute также улучшили свои позиции. В частности, доля первой увеличилась до 16,7% (около $376 млн), а второй — до 13,9% ($312 млн)», — сообщил Илья Ломакин. Питерская «Рив Гош», контроль над которой в 2007 году перешел к инвестфирме Finstar, управляющей бизнесом Олега Бойко, в начале 2008 года заявила, что ослабление «Арбат Престижа» позволяет ей выйти на московский рынок. «В прошлом году «Рив Гош» заняла место «Арбат Престижа» в «Тверском пассаже», — поясняет Светлана Щербинина, старший руководитель проектов Roland Berger Strategy Consultants. За год число ее магазинов увеличилось более чем на 50% и составило 107. Впрочем, в Москве сеть пока открыла лишь 4 точки, хотя и в «козырных» местах (один магазин в ТЦ «Охотный Ряд»). С уходом «Арбата» в столицу могли бы зайти и другие региональные сети. Но их планы перечеркнул кризис.

Дешевая отдушка

Большая часть ассортимента сетей Ile de Beaute, «Л’Этуаль» и «Рив Гош» приходится на селективные и люксовые марки — маржинальность бизнеса здесь выше. «Арбат Престиж» демонстрировал один из наиболее низких показателей рентабельности в отрасли. Хотя за счет большого объема закупок Некрасов получал от поставщиков выгодные цены. Согласно официальным данным, в 2005 году рентабельность сети по чистой прибыли составляла 1,7%. Для сравнения: в тот же период для компании «Единая Европа» (сеть Ile de Beaute) аналогичный показатель формировался на уровне 5,8%, для «Алькор и Ко» («Л’Этуаль») — около 5%. «Мы полагаем, что в последующий период существенного роста данного показателя у компании не произошло», — говорит аналитик «Финама» Владислав Кочетков. Однако масс-маркет, доля которого в «Арбат Престиже» доходила до 60%, сегодня теснит дорогую косметику и на полках бывших конкурентов Некрасова. Но вовсе не потому, что они хотят занять нишу «Арбат Престижа». «В кризис потребители стали экономнее», — отмечает Логинов. По крайней мере, сеть «Арбор Мунди» снижение трафика не ощутила, зато заметила уменьшение стоимости среднего чека. По словам Логинова, наиболее заметный спад произошел в ноябре-декабре — тогда продажи снизились примерно на 10%. Его сеть уже начала наращивать долю массмаркета на полках. A Douglas Rivoli, которая недорогой косметикой раньше не торговала, тоже решилась ввести такой ассортимент. Таким образом, компании готовятся к дальнейшему падению спроса.

По данным «Старой Крепости», в 2007 — 2008 годах объем парфюмерно-косметического рынка вырос на 7,9% и составил $9,3 млрд. «Но в этом году рост будет замедляться», — осторожно прогнозирует Анна Дычева-Смирнова. Эксперты Roland Berger Strategy Consultants более пессимистичны. «В последнем квартале 2008 года розничный рынок парфюмерно-косметической продукции (без учета открытых маркетов, на которые приходится около 10% прямых продаж) в долларовом выражении уже не рос. По году мы ожидаем снижение на 10 — 15%», — говорит Светлана Щербинина. Ранее сети, торгующие парфюмерией и косметикой, проводили на рынке весьма активную экспансию. «Л’Этуаль» в 2007 году открывала по магазину за 2 дня», — отмечает Дычева-Смирнова. «Рив Гош» обещала в 2009 году открыть 200 магазинов. Однако сейчас сетям не до экспансии. В декабре «Алькор и Ко» нужно будет погасить облигационный заем на 1,5 млрд руб. Задолженность компании перед поставщиками на начало текущего года составляла 2,8 млрд руб. Из-за задержек в оплате товара поставки в сеть прекратил холдинг «Единая Европа» (дистрибьютор Hugo Boss, Dolce & Gabbana и т. д.). В 2011 году «Алькору» предстоит погасить кредит в 50 млн евро, взятый у Альфа-банка в апреле 2008 года. «В связи с кризисом мы не ожидаем увеличения количества точек. Наоборот, возможны и закрытия, — полагает Щербинина. — Сети оказались в необычной для них ситуации, когда приходится одновременно и быстро решать проблемы по нескольким ключевым направлениям: падение спроса и лояльности клиентов, ужесточение кредитной политики банков, повышение закупочных цен и усложнение взаимоотношений с поставщиками». Из-за падения курса рубля к евро парфюмерно-косметическая продукция подорожала примерно на 30%. И дистрибьюторы, и сети вынуждены закупать косметику дороже, а денег на это не хватает. Поставки сокращаются — по слухам, производство некоторых люксовых марок снизилось на 30%.

 «В магазинах сужается ассортимент. Закупаются в первую очередь самые массовые товарные позиции. Остальные — постольку-поскольку, если есть средства. Нет — не закупаются. «Ассортимент будет «худеть», это неизбежно», — уверен Ломакин. Подорожание косметики негативно влияет на объем продаж сетей. «Но вряд ли какие-либо магазины будут снижать наценки», — говорит Логинов. По его данным, минимальная наценка (после всех скидок) в парфюмерно-косметических сетях составляет 55 — 60%.

Секретная наценка

Уровень наценки у экс-лидера рынка «Арбат Престижа» оценить довольно сложно. «Сеть не разглашала своих показателей», — поясняет Щербинина. Тем не менее скидки могли составлять около 30%, притом что уровень цен на многие позиции был ниже, чем у конкурентов. И, как уже было сказано, основную долю ассортимента этой сети составляла продукция масс-маркет — марки отечественного производства и недорогие импортные типа L’Oreal, Nivea и Gamier. Такая ценовая политика сети вполне соответствовала формату парфюмерно-косметического гипермаркета. По оценкам Roland Berger Strategy Consultants, средняя площадь магазинов «Арбата» в столице составляла 1,5 тыс. кв. м. «Эта концепция уникальна не только для России, но и для Европы», — говорит Анна Дычева-Смирнова. «Во всем мире никто не развивает таких крупномасштабных магазинов, даже парижский Sephora, который посещают миллионы туристов, занимает не более 800 кв. м», — добавляет Логинов. «Разумеется, у формата «парфюмерно-косметический гипермаркет» есть ограничения по развитию в регионах. Он целесообразен только в местоположениях, обеспечивающих минимально необходимые емкость рынка, проходимость, охват», — полагает Щербинина. Но при выходе в регионы «Арбат Престиж» отошел от первоначальной концепции и открывал также точки меньшей площади — 200 — 300 кв. м. Нынешние лидеры рынка — компании Ilе de Beaute, «Л’Этуаль» и «Рив Гош», а также сеть «Арбор Мунди» — развивают модель бизнеса, отличную от «Арбата», и, как правило, работают в небольших помещениях: максимум в отдельных случаях может достигать 600 — 700 кв. м. Многие крупнейшие магазины, в которых располагался «Арбат Престиж», до сих пор пустуют. Никто не арендовал, к примеру, помещение в «Мега Белая Дача», пустует двухэтажное здание в районе станции метро «Новогиреево». «Невостребованы также те помещения, которые были в собственности у «Арбат Престижа», в частности, в ТЦ «Атриум» и на Кутузовском проспекте», — говорит Галина Малиборская, директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International. — Видимо, это связано с долговыми исками против компании «Арбат Престиж». А ведь на практически трех тысячах квадратных метров «Арбата» в «Атриуме» могли бы расположиться один или два одежных ритейлера». Именно магазины одежды чаще всего используют такие большие площади. Аналитики не ожидают, что хозяевами или арендаторами таких крупномасшабных магазинов «Арбата» станут парфюметно-косметические сети — это не их формат. «Чтобы открыть двухэтажный магазин площадью 2 тыс. кв. м, нужно вложить порядка $3-5 млн, — считает Александр Логинов. — На создание гипермаркетов нужны очень большие деньги, которые мог позволить лишь Некрасов, имеющий связи с состоятельными инвесторами. Вряд ли сеть, похожая на «Арбат Престиж», по крайней мере в ближайшие два года появится на рынке». Кроме того, по его словам, на парфюмерно-косметическом рынке слишком мало специалистов, способных эффективно работать с такими масштабами и количеством наименований. По оценкам Roland Berger Strategy Consultants, «Арбат Престиж» работал с более чем 60 тыс. наименований (почти 300 брендов). Для сравнения: в ассортименте «Рив Гош» — около 40 тыс. наименований (около 170 брендов). Впрочем, на помещение в ТЦ «Атриум» сеть «Арбор Мунди» все-таки претендует — место уж слишком хорошее. «Мы хотели бы арендовать один этаж (площадь около 1 тыс. кв. м)», — говорит ее совладелец. Другие игроки рынка в приватных беседах рассказывают о своем желании открыть сеть, по формату аналогичную «Арбату». Публично о таких планах заявлял не самый крупный и известный дистрибьютор косметики Interprestige Group (занимается поставками по России и СНГ духов Playboy, Madonna, Crystal de Swarovski). Однако игроки рынка называют этот «анонс» PR-акцией. «Очевидно, что ниша парфюмерно-косметического гипермаркета пока останется свободной», — полагает Владислав Кочетков.

В долговой яме

Первое заявление о признании «Арбат энд Ко» (оператора торговой сети) банкротом поступило в суд 6 февраля 2оод года от банка «Национальная факторинговая компания». Спустя три дня сеть сама подала заявление о банкротстве. Известно, что долг «Арбат энд Ко» составляет свыше 5,3 млрд руб. Основных кредиторов, размер требований каждого из которых превышает 5отыс. руб., насчитывается igo. Больше всего компания «Арбат энд Ко» должна поставщикам (свыше 2,1 млрд руб.) и банкам-кредиторам (около 1,6 млрд руб.). Налоговые претензии к ней оцениваются в 154,2 млн Руб.

Западня

Парфюмерно-косметические сети оказались в необычной для них ситуации, когда приходится одновременно и быстро решать проблемы по нескольким направлениям: падение спроса и лояльности клиентов, ужесточение кредитной политики банков, повышение закупочных цен и усложнение взаимоотношений с поставщиками

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar